Новости

Фестиваль «Балтийский дом»: в поисках радости

«Каждый выбирает для себя // женщину, религию, дорогу. // Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Этими строчками Юрия Левитанского можно определить программу нынешнего, уже 29-го театрального фестиваля «Балтийский дом», который пройдет с 23 сентября по 16 октября.

«ГЕРОЙ» НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Честь открыть фестиваль выпала «Фальстафу и принцу Уэльскому», вольной фантазии на тему Шекспира. Вообще, на фестивале за 29 лет его существования труппа московского Ленкома выйдет впервые на сцену «Балтийского дома» со спектаклем верного своему принципу «просвещать развлекая» Марка Захарова. Через фарс, шутки, танцы, рэп и пальбу из пушек он рассказывает историю восхождения на престол принца Уэльского, «демонической личности», как говорит о своем герое Дмитрий Певцов. Ну а там где власть, там и шут при ней – любимая тема Захарова. Пока принц по трупам взбирается вверх, Фальстаф, его подельник по грабежам, милый плут и подлец, бочонок с потрохами и хересом и бонвиван, – классический пример конформизма.

P. S. Удивительно, что Марк Захаров только сейчас взялся за Фальстафа, имея в своей актерской команде Сергея Степанченко.

Еще одного героя – удачного приспособленца, Тартюфа, привозит ведущий литовский режиссер Оскарас Коршуновас, чья эстетика замешана на абсурдизме, тяжелой рок-музыке, ларсфонтриеровской «Догме». Мольер, когда 350 лет назад писал «Тартюфа», кидал камни в огород церкви, Коршуновас же выбрал объектом своей горькой сатиры тех, кто сегодня манипулирует миром – политиков в парном конферансе с олигархами. «Моральное ханжество, популизм стали использоваться всеми, например политиками. Особенно когда появились социальные сети. Все в них “тартюфятся”», – говорит Коршуновас.

P. S. В новом сезоне литовский режиссер поставит в петербургском «БалтДоме» пьесу Сухово-Кобылина «Дело», исследующую анатомию взятки.

Фестивалю «Балтийский дом» тесно в границах балтийского региона, в итоге в его афише китайский театр. Правда, без помощи немцев не обошлось – берлинский драматург Себастьян Кайзер актуализировал «Чайную» Лао Шэ, пьесу 60-летней давности, которую в Петербурге покажет Мэн Цзинхуэй, самый мейнстримовый из авангардных театральных режиссеров Поднебесной. Несмотря на уютное название, это эпическая пьеса: на крошечном пространстве пекинской чайной разворачивается полвека китайской истории – с конца династии Цин и до становления КНР, то есть с конца 19-го века до конца 1930-х. Герои женятся, рожают детей, стареют – на фоне казней реформаторов, междоусобной войны, гражданской войны гоминьдановцев и коммунистов. Понятно, что кроме позднего разгула хунвейбинов мы ничего толком про Китай не знаем, даром что его жители наводнили Петербург, но дело и не в национальных проблемах, а в том, что герои и здесь пытаются по-своему удержаться на плаву.

P. S. В самом центре Пекина находится чайная, о которой снимают репортажи, пишут статьи. Мимо нее пройти невозможно, она место притяжения не только местных, но и звезд, политиков и, конечно, туристов. И названа она в честь драматурга – «Чайная Лао Шэ».

ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Для художественного руководителя театра «НоНо» Сержа Нуайеля суть всего – изгнание страха, мечты и транформация мира. Вот этим он и занимается в своих визуально красивых, причудливых сновидческих зрелищах. Не исключение полуторачасовое «Барокко» о низложенном понтифике в час его смерти, Черном Ангеле и падшем короле, о страстях и желаниях. Зрители на сцене, с одной стороны музыканты, с другой – таинственная фигура, задрапированная в пурпурный плащ, по сцене движется медленная процессия танцоров-певцов в великолепных костюмах. Театр, пантомима, поэтический текст, танец, музыка (в том числе наследие реального барокко – контратенор, самый высокий мужской оперный голос), пластика, кружева – чувственность разлита в пространстве, как духи-феромоны.

P. S. Конечно, по большому счету спектакли театра «Ноно» надо смотреть у него дома, в Марселе, – когда-то артисты довольствовались простым шапито, но не так давно им построили прямо в национальном парке Каланки деревянное здание, которое может трансформироваться хоть в цирковую арену, хоть в вытянутый ангар.

Еще один режиссер на фестивале, который с легкостью разрушает все театральные конвенции и не боится быть сентиментальным и пафосным, – знаменитый Пиппо Дельбоно. Его шоу «Радость», покоряя изысканной визуальной красотой, кричит об отчаянии человека, который так стремится к радости. Хуже отсутствия радости его безнадежное ожидание. И все сводится к фальши. «Это слово (радость. – Прим. ред.) меня пугает, – говорит Дельбоно, – оно вызывает у меня образы счастливых семей, счастливых детей, счастливых пейзажей. Но все мертвы, все подделки». И любопытно: Дельбоно, возмутитель спокойствия, идет навстречу Льву Толстому с его «непротивлением злу»: принимая боль как естественную сущность, приходишь к примирению и в итоге – к радости. Ну да, утверждал же граф: «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью».

P. S. Пиппо Дельбоно сам выйдет на сцену – как есть, в своей одежде. Ему важно лично сказать, что он открыл формулу радости: «радость равна избавлению от любой формы». Иначе говоря, будьте свободны от всех условностей.

«НЯКРОШЮС. ПРОДОЛЖЕНИЕ…»

И все же в центре фестиваля показ спектаклей Эймунтаса Някрошюса, ушедшего прошлой осенью. Кажется, не было года, чтобы литовский мастер не приезжал осенью в Петербург. Более того, о нем говорили как о нравственном лидере фестиваля. Ретроспектива серьезная: покажут новую редакцию дилогии по Данте «Инферно-Парадисо» и «Мастер голода» по рассказу Кафки «Голодарь», которого Някрошюс показывал в Петербурге пару лет назад. Из Варшавы привезут «Венчание» по модернистской драме Витольда Гомбровича, в которой, как заметил один поляк, драматург анализировал «страх и ужас человека перед грядущим миром, в котором он станет сам своим Богом и властелином». Впервые сыграют спектакль Някрошюса – «Сукины дети» Клайпедского театра драмы, в котором мастер сплел воедино сказания, суеверия, мифы с историческим прошлым Литвы и отрывками из Святого Писания.

P. S. Някрошюс не был одиночкой, он оставил после себя учеников. Двум из них нашлось место в фестивальной программе. Сильва Кривицкиене приглашает зрителей в гости к братьям Карамазовым, каждый из которых будет экспрессивно тянуть на свою сторону. А Паулюс Маркявичюс покажет «Предметы», где все происходит в сюрреалистической реальности.

Ольга Машкова

Предыдущая статья

«Тот самый М.»,спектакль

Следующая статья

Афиша на выходные 21-22 сентября

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*