Аукцион: февраль
Современное искусство превратилось из изобразительного в другой вид: оно стало уходить в концептуальное искусство, в литературу. Теперь текст главнее визуальной части многих проектов contemporary art. Поэтому рано или поздно современное искусство разделится на концептуальное и визуальное.
Николай Васильев
Вопросы:
- Какого цвета сантехническая клейкая лента, ставшая фетишем мировой масс-культуры?
- Кто изобрел соц-арт?
- Как называется направление современного искусства, когда художник работает скотчем?
Ответы присылайте на адрес редакции: nanevskom@es.ru
Победитель
Свою литографию, иллюстрацию к рассказу Владимира Набокова «Милый друг», Елена Щелчкова дарит Татьяне Маровой.
Татьяна работает финансовым контролером, в свободное время изучает живопись и моду. Очень любит животных, особенно свою кошку Лори.

Вопросы и ответы:
1. В каком жанре пейзажа работал Андо Хиросигэ?
– Фукэйга –
2. Какая древнегреческая богиня покровительствовала ткачеству?
– Афина –
3. На какой планете назван кратер в честь Анри Матисса?
– На Меркурии –
Тройной агент
Николай Васильев успешно освоил две полярные профессии: искусствоведа и артиста. Пятнадцать лет работал в ЦВЗ «Манеж» (СПб), был сокуратором более пятидесяти выставок, в том числе ежегодной выставки новых работ петербургских художников «Петербург». Художественные страсти кипели нешуточные. Тем не менее Николай считает этот проект значимым и для города и для себя – и как чистую идею, и как ее воплощение.
Параллельно он пробовал артистические силы. Например, стал членом известной радикальной арт-группы «Колдовские художники», кредо которой не меняется: «Расколдовать очарованного зрителя, снять с него розовые очки». Весьма показательной (и второй для Васильева) была скандальная выставка в ЦДХ в рамках фестиваля «Степной волк–2010». Она проходила совместно c московским арт-объединением «ПВХ». (Один из ее членов, Борис Акимов, стал популярным фермером России, автором «Лавки Лавки» и пропагандистом фермерства. Метаморфозы бывают разные.) Сейчас «Колдовских художников» ровно столько, сколько необходимо и достаточно для календаря 2015 года с козлом.
Когда «Манеж» закрылся на реконструкцию, Николай занялся практической деятельностью активнее. Перейдя на противоположную сторону, он перестал вести двойную игру, а начал вести тройную и даже четверную. В каждом человеке несколько аспектов одной и той же личности, что же добру пропадать.
– Я бессознательно ухожу от занятий одним и тем же. Понимаю, что неудобен для критиков, но сделать ничего не могу, работаю в трех-четырех разных направлениях. Я уважаю художников, которые гнут свою линию, но можно ли отличить их новые работы от старых?
Сейчас Николай занимается живописью, похожей на графику, графикой, не похожей на живопись, и живописью цветным скотчем. Он берет форму и даже отчасти идеологию поп-арта, по содержанию его творчество ближе к соц-арту.
История со скотчем сложилась сразу. Однажды в Германии он увидел на стене утилитарную строительную стрелку из цветной клейкой ленты, она и указала ему новый путь. Он стал рисовать скотчем, как маслом на холсте. Художников похожей специфики в мире всего пять или шесть. Но они работают коричневым скотчем и по другой технологии.
А так Николай Васильев один – ни последователей, ни предшественников. С одной стороны, ему не нравится ассоциироваться только со скотчем. С другой – это неплохо. И узнаваемо: всегда найдешь в «Гугле». И более знаменитые художники характерны коронным приемом, или фишкой: Уорхол – селебрити, Бойс – войлок, Рихтер – фото. Николай уже применил к своему искусству алгоритм решения изобретательских задач Альтшуллера и придумал несколько вариантов новых техник и технологий. Теперь ждет, когда явится кто-то, кто лучше него будет делать картины скотчем, чтобы уклониться в новизну снова. Темы Николая привлекают разнообразные. И такие, которые хочется сразу проиллюстрировать: например, война. И такие, которые непрерывны и всегда любимы. Например, более ста портретов детей с выразительными хмурыми лицами и сияющими глазами.
Николай Васильев
