Образование

Заменит ли цифра учителя?

Наши героические учителя в большинстве своем выдержали испытание дистанционкой. Без специальной технической подготовки. Да что там – у многих и смартфона нормального не было. Ничего не поделаешь, учитель – профессия творческая. Известен методический шедевр физрука одной из петербургских школ – удаленный урок сухого плавания в Zoom. Но вопрос о том, как жить дальше и что противопоставить вызовам современности, остался. Что думают об изменениях в профессии сами учителя? С журналом «На Невском» своими мыслями о том, что в образовании поддается оцифровке, а что нет, поделился учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Алексей Дунев.

Пульс жизни нового поколения

– Педагогический дизайнер, инструктор по интернет-серфингу, веб-психолог, междисциплинарный тьютор, разработчик образовательных траекторий, брейн-тренер, лайфстайл-тренер. Если все эти педагогические профессии будущего скоро станут привычными, кого из них дети будут называть «мой первый учитель» или «мой любимый учитель»?

– Первым и любимым учитель становится не потому, что преподает тот или иной предмет: физику или литературу, а потому, что человек чем-то привлекателен или отвратителен для учеников. Замена слова бывает приятна слуху, но часто негативно сказывается на содержании. Как правило, цивилизация отказывается от чего-то, а потом снова к этому же возвращается, не в силах придумать что-либо более совершенное. Иногда меняются слова и названия. Что изменилось после переименования милиции в полицию? Чем лайфстайл-тренер принципиально отличается от воспитателя или вожатого?

Бессомнения за названием стоит образ, вырастающий из внутренней формы слова. Конечно, образы различаются, а функции совпадают. Я из тех, кто, проработав в школе 26 лет, не превратился ни в наставника, ни в гуру, ни в тьютора. По-прежнему ощущаю себя российским учителем. Мне интересно общаться с новым поколением, чувствовать пульс жизни, учиться новому. Учитель не носитель знания, не флешка с набором нужных и ненужных файлов, а ниточка, связывающая новых людей с теми, кто был до них. Родители соединяют человека с родом, с предками, а учитель – с обществом и культурой.

Живое общение не оцифровать

Сторонники дистанционного образования призывают применять цифровые технологии, но в то же время сохранять традиционное взаимодействие: учитель-ученик. Возможно ли это в формате удаленки?

– Проблемами дистанционного обучения я начал заниматься в 2001–2002 годах. И уже тогда пришло понимание, что это трудозатратное, дорогое, но не гарантирующее результат предприятие. Пока возможен личный контакт учителя и ученика, его нужно сохранить. Обучение, воспитание и развитие личности – это обмен душевной энергией. В дистанционном образовании возможностей намного меньше.

Большинство хороших учителей материал подают так же логично и четко. И картинка на экране вполне качественная. Тогда в чем различие обучения в классе от дистанта?

– Качественная картинка на экране не решает проблемы межличностного общения и мотивации ученика. Суррогатность дистанционного образования обнаружится в утрате влияния учителя на ученика и увеличении эмоциональной и физической нагрузки на всех участников этого процесса.

цифровизация

Зато возможности каждого педагога перестают быть скрытыми от глаз родителей. Их можно оценить.

– На вопрос об оценке учителя родителями можно ответить по-грибоедовски: «А судьи кто?» Каким бы никудышным с точки зрения родителей ни был учитель, они вряд ли в состоянии обучить свое чадо всем школьным предметам. Что они сделают, узнав, что учитель математики не так хорош, как им хотелось бы? Переведут ребенка в другую школу? Наймут репетитора? Поворчат, повозмущаются и разведут руками? Всеобщее массовое образование – это огромный социальный плюс для страны. Каждый здравомыслящий человек понимает, что индивидуальное элитное обучение лучше, но мало кто может себе это позволить. А недостатки в работе учителя легко обнаружить и без дистанта.

Сейчас школьникам не нужно мучительно думать над каким-то вопросом, ответы все получаем в один клик. Не пропало ли любопытство, пытливость ума, умение анализировать?

– Изменились способы получения информации, но не исчезла потребность в ней. Умения обрабатывать потоки устных и письменных текстов, выбирать главное, сравнивать и соединять разные тезисы пользуются всё большим спросом. Школьники не стали глупее или бездарнее. Как прежде, есть одаренные, талантливые и гениальные. Но у современных подростков всё больше уверенности в безнаказанности, в том, что родители спасут из любой ситуации. Меньше ответственности за свои поступки. У подрастающего поколения снизилась готовность к экстремальным стрессовым ситуациям, а они, к сожалению, случаются не так уж и редко. Готовность защитить себя и ближнего – это вопрос выживания. 

Тотальный дистант или классное образование?

Античные педагоги уроки проводили в бесконечных беседах и спорах с учениками. Такие диалоги они называли искусством повивальной бабки: с их помощью на свет появлялись знания. Что это – красивое сравнение? Или действительно живое общение и беседа – непременное условие образовательного процесса?

– Искусство майевтики развивал Сократ как метод обучения и принцип риторики. Речь – основной рабочий инструмент учителя, без него бессмысленны все остальные средства. С другой стороны, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Оценить со стороны влияние, которое оказывает педагог на воспитанника, практически невозможно, потому что результат всегда отложен. Вот парадоксальный пример. Сальвадор Дали в «Дневнике одного гения» описал своего учителя, который приходил на урок, подкладывал под голову портфель и спал. А дети сидели тихо, боясь его разбудить. Художник признавался, что именно на этих уроках он обучился созерцательности и с тех пор стал видеть в обычных предметах фантасмагоричные образы.

Убежден, что без человеческого общения не может происходить ни обучения, ни воспитания, ни развития личности. Конечно, можно общаться дистанционно по телефону, видеосвязи или с помощью голубиной почты. Только от личности учителя зависит, каким будет его диалог с учеником.

 

Предыдущая статья

Спектакль «Ханума»

Следующая статья

Обед по расписанию: фестиваль Ginza to eat снова в Петербурге!