В поисках света
Театр «Приют комедианта» пошел на очередной эксперимент – мало того что совместно с творческим объединением M.A.D. COMPANY поставил на своей сцене балетный спектакль, так еще и по «Солярису» Станислава Лема. Впрочем, знаменитый философско-фантастический роман стал лишь отправной точкой для размышления авторов спектакля о вечном поиске человеком своих истоков. Побывав на репетиции, мы обратились за разъяснениями к постановщику спектакля, хореографу и исполнителю одной из главных ролей Юрию Смекалову.
– Этот спектакль создается на стыке разных танцевальных культур. В команде – солисты Большого, Мариинского, Михайловского театров, независимые танцовщики современных направлений, создатели собственных экспериментальных стилей. Не случайно выбрана и сцена «Приюта комедианта» – камерность и особенности площадки позволяют иначе почувствовать энергию танцовщиков. Саму работу над «Солярисом» можно сравнить с жизнью космической станции, которая движется в необъятном пространстве в надежде получить ответы на волнующие нас вопросы. В романе Станислава Лема нетривиальным образом, не нарративно, не в открытую, но затрагивается тема, которая мучает любого мыслящего человека в какой-то период времени, – происхождение нашего вида. Откуда мы? От кого произошли? Почему? Что все-таки нами движет? Лем оставляет все эти вопросы открытыми, потому что ответить на них никто не может. Но это и замечательно. Кто знает, может, есть правда в древней надписи, начертанной на базальтовой скале Абу-Симбела в Египте: «Когда человек узнает, что движет звездами, Сфинкс засмеется и жизнь на Земле иссякнет»…
«Солярис» переводится как «солнечный свет». И хотя, как сказал Эйнштейн, света не существует, свет – это лишь отсутствие тьмы, для нас свет – источник знания, энергии. Человек постоянно его ищет, стремится к нему, как мотылек. А на самом деле искать его не надо, потому что свет в каждом из нас. Отправляясь в космическое путешествие – действие спектакля разворачивается на станции «Земля» и в космическом пространстве, – человек неизбежно погружается в исследование собственного, внутреннего космоса. Возможно, именно в нем заключена непознаваемая сила. Это месседж нашего спектакля.
Композитор спектакля Бхима Юнусов пишет инструментальную музыку в неоклассическом, электронном формате. «Солярис» – его дебют в театре. «Это была моя мечта – мне кажется, нет ничего лучше, чем воплощение музыки в движении. Когда Юрий позвонил мне и предложил написать музыку для “Соляриса”, я путешествовал по миру. В тот момент я садился на корабль, шедший на остров Ламма. Часть музыки я написал в этом удивительно красивом месте. Меня вдохновляла его атмосфера и Гонконга вообще. Это шумный мегаполис, где больше всего небоскребов в мире. И там находишься, будто на космическом корабле. Этот город обладает особенной, футуристической красотой.
В музыке к балету присутствуют элементы неоклассики, трип-хопа, атмосферного стиля эмбиент, резонансного индастриал. Достаточно контрастные вещи. При этом звучит много живых инструментов – скрипки, виолончель, клавиши, маримба, ксилофон. Еще меня вдохновляет японская культура, поэтому я использую музыкальные мотивы, характерные для национального театра кабуки. Они звучат в женской партии, развиваются в эпизодах, где появляется героиня. Мне кажется, что эта музыка вообще соотносится с космосом – она таинственная, хаотичная, в ней много взлетов и падений. Космос, ведь он такой: кажется, что спокойный, но его таинственность может и обескураживать».
Фото: Виктория Назарова