Блоги #NaNevskomИскусство

Тени

Спектакль «Призраки».
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Григорий Дитятковский.

 
Спектакль «Призраки» по произведению Эдуардо де Филиппо – это комедия характеров, комедия положений, в которой герои попадают в разнообразные курьезные и непредвиденные ситуации.
Так, главный герой Паскуале Лойяконе (Степан Пивкин) поселяется в старом доме с призраками, для того чтобы в городе забыли о слухе, что дом полон злых духов. Паскуале Лойяконе платят жалование, чтобы он каждый день выходил на балкон с чашечкой кофе и радостно общался с соседями, демонстрируя жителям, что призраков в доме не существует.
Перед переездом в дом героя запугивает привратник Раффаэле (Михаил Самочко).
Он рассказывает будущему постояльцу легенду о том, как в этом доме несколько сотен лет назад муж заподозрил свою жену в неверности и замуровал ее с любовником в одной из 365 комнат здания. И с тех пор души умерших не могут найти себе покоя. Он учтиво предупредил мужчину о том, что в доме иногда пропадают предметы, перед своим уходом стащив еду постояльца.
 

Сцена 
Сценография спектакля состоит из длинного железного балкона и лестницы, ведущей на «второй» этаж. Балкон служит и предбанником, и выходом «на улицу». Весь первый акт половина сцены завешана пыльно-серым тюлем, напоминающим легкую сетку. Она может крутиться вокруг своей оси, удаляться в глубину сцены или находиться прямо у ее основания, и актеры играют с занавесом так, как им угодно. В определенный момент действия на тюле появляются тени – так обыгрываются «призраки» этого дома.
Сценография выполнена в темных тонах, на сцене присутствует много железных конструкций (лестница, «второй этаж», приставной балкончик). В центре стоит стол, покрытый белой скатертью, по левую сторону разместились шкафы, полочки, чайник и небольшая плиточка. Между шкафами создан небольшой подступ, уводящий за кулисы, но ощущение такое, будто там расположена спальня новоиспеченного постояльца.

Герои
В этом спектакле хочется особенно отметить актерскую игру.
Михаил Самочко в роли привратника Раффаэле околдовывает своим голосом, прекрасной дикцией и искренностью. Его Раффаэле настоящий плут и хитрец, способный урвать свой кусок хлеба у кого угодно. Он и учтив и нагл одновременно. Как хозяин он представляет будущие покои, заставляя относиться к себе с уважением и особым вниманием. Его Раффаэле многое знает и многое скрывает для своего же блага. Он всегда имеет козырную карту в своем рукаве, чтобы при случае выложить ее, выйдя победителем практически из любой ситуации.
И лишь единственный раз его сумел облапошить Паскуале Лойяконе, который оказался намного наглее пожилого пройдохи. Раффаэле не ожидал такого поворота событий и был в удивлении от случившегося. Как такое возможно? Его обманули и забрали «кровно заработанные» денежки! А вот так, ведь Паскуале Лойяконе оказался еще более пронырливым, а точнее, алчным, чем Раффаэле.
 
Лойяконе наивно полагал, что деньги, которые он неожиданно находит в разных местах, оставляет ему привидение. Он пребывал почти в детской эйфории от этой мысли, желая скорее разбогатеть и открыть в доме пансионат. Но деньги он находил благодаря не доброму духу, а любовнику свой жены Марии.
Мария (Соня Горелик) тайно встречалась с Альфредо Марильяно (Дмитрий Луговкин), и тот решил помогать непутевому мужу своей возлюбленной. Он снял комнату этажом выше, чтобы встречаться с любимой. О, как играл своего героя Дмитрий Луговкин! Можно было удалить со сцены всех, оставив лишь его одного и бутафорию! Его герой – тонкий, чуткий аристократ с пылким и неуемным нравом. Он страстно и горячо переживает свои чувства к Марии, активно проявляя их. Его Альфредо Марильяно приносит цветы, накрывает стол скатертью, сервирует его, разливает по бокалам вино… Всегда в белом костюме, накрахмаленной рубашке и с истинно итальянским темпераментом! По сцене он не ходит, а буквально танцует от одного угла к другому, от Марии до шкафа, в котором прячется от мужа. И привозят Альфредо, такого высокого, в дом тоже в шкафу! Но как он выходит оттуда: будто распахнув дверцы не шкафа, а дворца; поправляет прическу, стряхивает пыль с пиджака. Настоящий аристократ! Чувствуется, как люба эта роль Дмитрию Луговкину.
 
Мария же, ради которой рыцарь в белом костюме готов практически на все, радостная наивная дурочка, глупенькая, с пухлыми губками и широко раскрытыми глазами. Настоящая девочка-ромашка, не понимающая ни того, что она творит, ни того, для чего это творит. Ей по-детски весело с горячим Альфредо и, конечно, очень скучно со «слепым» Паскуале, который старше ее на много лет. Марии хочется праздника, феерии, конфет, сладкой ваты и воздушного шарика в руке! Что и доставляет ей пылкий Альфредо.
 

Постановка
Весь спектакль проходит очень задорно и активно. Декорации меняются прямо на глазах зрителей, и Раффаэле самостоятельно объявляет антракт.
Второй акт более драматичный, между супругами происходят частые конфликты, влюбленный Альфредо не может быть со своей возлюбленной, от чего впадает в сильнейшую депрессию. Зритель знакомится с супругой пылкого Альфредо, которая посещает этот каламбурный дом с призраками.
Местами кажется, что вот-вот действие перейдет в драматическое или трагическое направление, что в скором времени все-таки появятся обещанные призраки, но все они, как и положено хорошей комедии, остаются лишь в воображении героев и зрителей.
 
Спектакль «Призраки» Григория Дитятковского – это технически сложенная точная конструкция со всеми основными комедийными приемами и маневрами. В этом спектакле кроме наличия режиссерского слова есть и само произведение Эдуардо де Филиппо – доступное, веселое, красивое и понятное.
Этот спектакль именно тот случай, когда в театре расслабляешься и отдыхаешь, наблюдая за действительно безупречной игрой актеров и отличной постановкой.  

Irena Kristo

Предыдущая статья

Дышите легко

Следующая статья

Школьная олимпиада нового поколения Арифметические игры #ExpoOlimpia