Город и горожанеИнтервью

Традиция новаций

Знаковой новостью для театрального Петербурга стало назначение Сергея Морозова руководителем театра «На Литейном» (в 2015–2017гг. занимал должность главного режиссера театра). О своих планах в роли управленца, новом сезоне и грядущем юбилее театра Сергей Анатольевич рассказал в интервью журналу «На Невском».

– Сочетать функционал управленца и художественного руководителя – это вообще посильно?

– Конечно, в этом есть свои сложности. Но на принципе единоначалия существует огромное количество театров в России и Петербурге. Я вижу в таком объединении функций наиболее правильную модель управления театром и большие возможности. И прежде всего возможность направить всю команду театра (а не только актерский состав) на цели, которые определены художественной идеей.

требуется старый клоун

– Какие главные задачи вы видите перед собой на ближайшее время?

– Прежде всего нужно театр «На Литейном» сделать местом притяжения большего количества людей, расширить и разнообразить творческую жизнь, репертуар. Для этого необходимо более продуктивно использовать административные, человеческие, постановочные и площадные ресурсы. Создать максимально эффективную структуру. Нам необходимо расширять материальные, гастрольные и, конечно, творческие возможности. Тогда театр сможет тратить большие суммы на постановки, на то, чтобы принимать на гастроли другие театры и вывозить свои спектакли. Уже этот сезон насыщен фестивалями и гастролями. И не только по России. Сейчас это особенно актуально, поскольку мы находимся в преддверии 110-го, юбилейного театрального сезона. Это дата, которой может похвастаться единственный театральный коллектив города и области (я не беру в расчет театры федерального подчинения). Красивый возраст – это прекрасно, но мы отдаем себе отчет в том, что театр – то искусство, в котором каждый день практически с нуля приходится доказывать свое право говорить со зрителем. Поэтому 110 лет – это повод не столько почивать на лаврах, сколько искать новые формы и новые пути.

– С кем и о чем сегодня говорят артисты?

– Театр «На Литейном» имеет давнюю и очень интересную традицию – традицию новаций. В 1910-е годы, как и многие другие, театр пробовал самые разные формы, до Октябрьской революции успел сменить много имен. Здесь был и «Театр ужаса и смеха», и «Интимный театр»… Концепция менялась, этого требовало время. Позднее именно театр «На Литейном» открыл для Советского Союза такие имена, как Лев Додин, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, вовлек зрителя в мир героев «Доктора Живаго» и «Полета над гнездом кукушки». Это были 60–70-е годы. В конце 1980-х своего рода «революцию на Литейном» совершил Геннадий Тростянецкий, переформатировавший весь репертуар. В 1990–2000-х театр стал площадкой для эксперимента (в это время здесь ставят Клим, Григорий Козлов, Анатолий Праудин, Юрий Бутусов, Александр Галибин и другие ярчайшие мастера). Театр «На Литейном» всегда предлагал что-то новое и неподдельно интересное, и мы сейчас продолжаем традицию. Мне бы лично хотелось привлечь молодежного зрителя, в первую очередь за счет лабораторной и экспериментальной деятельности на камерной сцене, работе с сегодняшней драматургией и литературой. В связи с этим мы планируем читки и эскизы по современным пьесам. Уже началась акция «Диалог на Литейном» – беседы со зрителями после спектакля. Мы лишь в начале пути, но я убежден, что говорить со зрителями можно и нужно не только со сцены.
Кроме того, важно четко и внимательно подходить к выбору режиссеров, совмещая имена мэтров с именами молодых и ярких недавних выпускников. Я уверен, что путем проб и пусть даже ошибок мы откроем тех, за кем потянется наш зритель.

– Весь город говорит о постановке «Вишневый сад. Тишина». Расскажите об этом? Какие еще проекты удивят публику в ближайшее время?

– Два года назад мы выиграли грант, а в этом году получили оборудование выездного мобильного сценического комплекса. Это автономная передвижная сценическая площадка с собственным питанием, светом, звуком и зрительскими рядами, которая позволит нам реализовывать проект «Оживляя заброшенные усадьбы». В Ахматовском садике Фонтанного дома актеры смогут попробовать, каково это – играть вне «театральной коробки». «Вишневый сад. Тишина» (режиссер Андрей Сидельников, режиссер по пластике Ирина Ляховская) – это шаг к тому, чтобы вынести театр за пределы привычных границ и расширить творческое пространство. У нас в минувшем сезоне, кстати, уже была попытка освоения иного театрального пространства, правда тогда Роман Смирнов со спектаклем «Котовасия» дошел лишь до фойе и буфета. В этот раз мы сделали шаг за пределы родных стен, и я вижу в этом большие возможности. Уже есть планы по оживлению культурного пространства, соединяющего Музей музыки (Шереметьевский дворец), двор театра «На Литейном», сам театр и Дом-музей Анны Ахматовой. Это позволит сделать уникальный спектакль-бродилку или театрализованную экскурсию… Но в связи с погодой все уличные проекты мы рассмотрим не раньше следующий весны.

«Вишневый сад. Тишина»

Подъем энергии в театре вызывают репетиции спектакля «Превращение» по тексту Кафки в постановке Геннадия Тростянецкого. Почти завершен детский пиратский триллер «Веселый Роджер» в постановке молодого режиссера Алексея Сологуба. Определяемся с материалом для спектакля Искандера Сакаева и Дениса Азарова. Заведующий музыкальной частью театра Николай Морозов вместе с молодым режиссером Петром Васильевым готовит «Сказку о царе Салтане», которая станет яркой вокально-музыкальной премьерой (наш коллектив исторически один из самых поющих в Петербурге среди драматических театров!).

«Вишневый сад. Тишина»

Мы почти закончили формирование программы на этот год и вскоре приступим к планированию сезонов 2018 и 2019 год. По моему приглашению руководителем творческих проектов в театре становится Ольга Никифорова. Всех тайн раскрывать не буду, но скажу, что среди кандидатов в программу, которую мы формируем – сценарий современного итальянского кино. И это, кстати, укладывается в еще одну очень хорошую тенденцию: весь нынешний сезон театр «На Литейном», по сути, пытается работать не с драматургией, а с литературой!

«Вишневый сад. Тишина»

– Среди современных драматургов есть перспективные имена, которые однажды можно будет поставить в ряд с Чеховым, Пушкиным, Кафкой?

– Это покажет юбилейный сезон. У нас есть идеи, связанные с работой с современными драматургами. Но сейчас я вынужден, не снижая качества, ориентировать театр на высокие экономические показатели. На данный момент с той аудиторией, которая у нас есть, с классическими названиями это сделать проще. Я уверен, достигнуть аншлагов можно и с самой модерновой литературой. Но зрителя стоит вести к этому постепенно.

«Вишневый сад. Тишина»

– Театр через 50, 100 лет – каким он станет? Придут ли на сцену технологии?

– Технологии уже интегрируются в спектакли, и очень активно. В этом есть своя неизбежность и свои дополнительные возможности. Но мне не хотелось бы, чтобы технологии поглотили артиста и зрителя. Для меня самые дорогие моменты в театре связаны не с визуальным потрясением – для этого есть эффекты в кино, – а с эмоциональным переживанием. В сегодняшнем дне, на мой взгляд, театр может быть любым по форме, но он должен быть «согревающим». Согревать не значит убаюкивать или сглаживать углы. Театр, безусловно, должен волновать человека, но только ради него самого, чтобы потом возвратить зрителя уже другим, обогащенным и поверившим, к самому себе!

Предыдущая статья

От Тайваня до Монако

Следующая статья

Дяденька, хочешь сниматься в кино?!