Интервью

Дяденька, хочешь сниматься в кино?!

Многие в детстве мечтали попасть в кино. Годы прошли, а на съемочную площадку никто так и не позвал. Но исполнить заветное желание никогда не поздно. О том, как попасть на съемочную площадку и как там выжить, рассказывает ассистент по актерам второго плана Юлия Морозова.

НН Раньше на студиях существовали картотеки, человек мог отнести туда свое фото и надеяться, что его когда-нибудь пригласят. Что сейчас?

Юлия Морозова. Можно набрать в любом поисковике: «Съемки в кино», «Массовка Питер», и тут же находится куча ссылок на группы в соцсетях, в которых ассистенты по массовке оставляют объявления о вакансиях, а желающие сниматься, начинающие и профессиональные актеры размещают свои заявки и фото… На стене вывешены объявления: на такой-то день нужны такие-то люди и ссылка, где отписываться. Все достаточно просто. Сразу преду­преждаю: если предлагают сначала заплатить деньги за какие-то пластиковые карточки или внести залог, гарантирующий явку участников, если присылают письмо, что вы прошли кастинг, и просят внести какую сумму – это все мошенничество. Чтобы попасть в базу бригадира, достаточно описать свои параметры (возраст, рост, размер одежды, какие-то приметные особенности – тату, пирсинг, шрамы), указать телефон, район проживания, наличие автомобиля (чтобы не возникало проблемы, когда съемки заканчиваются за полночь или проводятся за городом), а также перечислить дни, в которые можете сниматься. И, конечно же, прикрепить фото! Обычный портрет, без друзей, коллег, в фокусе, без очков и не в кустах! Чтоб было понятно, как человек выглядит. Почему-то люди любят присылать либо мутные селфи, либо снимки в компании подруг или на фоне достопримечательностей, где лица не разглядеть. А потом не понимают, почему им не перезвонили.

НН Почему люди так рвутся в кино?

Ю. М. Подростки или пенсионеры (пожилых много, есть бабули, которым перевалило за 90!) хотят подзаработать. Получается совсем немного – от 600 руб­лей за съемочный день. Но и это какая-никакая, да прибавка. Студенты театральных вузов приходят ради практики. Девушки, мечтающие стать кинозвездами, уверены, что в массовке их заметит режиссер. Парни приходят знакомиться с девчонками. Кто-то кайфует, когда видит себя на экране, кто приходит потусоваться, кому-то скучно сидеть дома в выходные. Есть люди, которым хочется попробовать себя в новом образе. В реальной жизни возможностей нет, а в кино – пожалуйста.

НН А что неприятное в профессии статиста?

Ю. М. Просидеть двенадцать часов в полной готовности и услышать: «Спасибо, вы сегодня не нужны». Еще хуже – не просидеть, а простоять все это время. Дождь, холод, ветер, а уставшие статисты ютятся на улице, ведь им не всегда предоставляют автобус или стулья. Ужасно, когда в минус тридцать приходится изображать лето. Смена может продолжаться дольше двенадцати часов. Особенно это касается исторических фильмов: отсчет начинается с выхода на площадку, а ведь людям надо еще загримироваться, одеться и добраться до места. Но самое неприятное, когда попадаются работники съемочной группы, которые орут на наших артистов, не считая их за людей.

НН Многие стремятся в массовку, чтобы оказаться поближе к своему кумиру. И что, реально пообщаться со звездой?

Ю. М. Вполне. Но назойливое приставание к актерам не приветствуется. Если вижу, что какая-нибудь девушка пришла на площадку только ради предмета своего обожания, отправлю домой. Такие выносят мозг актерам и всем мешают работать. Была одна девушка, которая постоянно ездила вслед за Максом Авериным. Мне так ее жалко стало. Девчонка жизнь себе портит! Понимая, что она адекватна, я пустила ее на съемочную площадку. Пообщавшись же с актером, девушка успокоилась, поняла, что актеры никакие не небожители, а обычные люди. Теперь Аверин для нее просто талантливый актер и приятный человек.

НН Но бывают и неприятные знаменитости, которые «включают звезду»…

Ю. М. Меня разочаровали многие наши звезды, не хочу называть их фамилии… Но большинство вполне милые люди. Яна Цапника просто обожаю – очень душевный человек, Настя Мельникова классная, добрая, человечная. Прекрасно работать с Андреем Федорцовым и Сергеем Селиным, с Софией Ротару и Сергеем Горобченко…

НН Нужно ли на площадке вести себя активно – мол, вдруг режиссер обратит внимание и предложит роль? Или лучше не проявлять инициативу?

Ю. М. Задача у статиста одна – приходить вовремя трезвым и делать, что говорят. Не надо жаловаться, что надели «не такое» платье, ныть, что все слишком долго и, вообще, пора бы уже на обед, и погода не задалась. И проявлять инициативу лишний раз тоже не надо. Но и бездушным роботом статист тоже не должен быть. Я всем говорю: придумайте историю своему персонажу. Вот, казалось бы, простая сцена – прохожие идут по улице. У каждого должна быть какая-то история в голове: кто-то спешит на любимый спектакль, кто-то поругался и ушел, хлопнув дверью, кто-то уставший ползет с работы, а кто-то счастливый на свидание… И в кадре сразу становится видно, что у людей в глазах и на лице жизнь, мысли, а не только цель по команде «начали» и «стоп» пройти от точки А до точки Б.

НН Есть ли какие-то типы внешности, при которой нет шансов попасть на съемки?

Ю. М. В общем-то, берут всех. Просто кого-то могут звать гораздо чаще, если внешность подходит под многие заявки. А кто-то требуется редко. Например люди с сильно выраженными особенностями внешности: отсутствие конечностей, выраженное косоглазие, ДЦП и тому подобное.

НН То есть комплексовать не стоит?

Ю. М. Я всегда говорю: посмотрите вокруг, у нас что, по улицам сплошь красавцы ходят? Обычные люди! Но я сразу отправлю домой человека, который приехал в грязной одежде, с немытой головой или выпивший. С таким человеком неприятно работать никому – ни бригадиру массовки, ни гримерам, ни костюмерам. У многих напрочь отсутствует вкус. К примеру, в заявке написано: «Требуются богатые молодые люди в дорогом ресторане». А присылают фото люди в такой страшной, бедной, грязной или не в своего размера одежде, что хочется спросить: «Вы себя в зеркале-то видели? Вас не то что внутрь ресторана – на порог не пустят!» Очень много приезжих, которые уверены в своей неотразимости на двести процентов. Начинаешь объяснять, почему они не подходят, – обижаются.

НН А как выглядит страшный сон бригадира массовки?

Ю. М. Когда слышу слово «вокзал», меня заранее начинает трясти. Большое пространство, всех надо расставить по кадру, дать каждому задачу… Выловить из буфета, туалета… Голоса к вечеру у меня уже просто нет. Если много маленьких детей – тоже непросто: они быстро устают, начинают капризничать. Бывают и забавные ситуации. Однажды при переезде на другую площадку туалетную кабинку подцепили и повезли, а там человек внутри. К одной нашей актрисе, загримированной под бомжа, подошел реальный бомж и обрадовался: «О! Новенькая! Ты из какого квадрата?»

Маргарита Никольская

Кинословарь

Плейбек – монитор, куда выводится изображение с камеры.

КПП – план на съемочный период.

Вызывной – расписание на съемочный день со всеми пометками.

Бекап – запасной человек, претендующий на роль и утвержденный режиссером.

Помрежка – помощник режиссера.

Светик – осветитель.

Караван – транспорт съемочной группы, распаркованный для съемок.

Кинокорм – еда.

АМС – актер массовых сцен.

Предыдущая статья

Традиция новаций

Следующая статья

Афиша на выходные. 2-3 сентября