Карлсруэ: Карлу нет покоя
Карлсруэ – бывшая резиденция баденских курфюрстов и герцогов. Это первый немецкий город, полностью спланированный архитекторами и развивающийся по изначальному плану: улицы лучами исходят из одной точки – башни главного дворца, кольца-окружности стягивают лучи воедино, чтобы уж совсем не разлетелись. Карлсруэ – реализованная идея архитекторов, в числе таких же «умышленных» городов Петербург, Вашингтон, Сан-Паулу. Хорошая компания. Величина только несравнима – современный Карлсруэ насчитывает меньше 300 тысяч жителей. Но разве это минус? Для туристов – только плюсы.
Первый плюс: расстояния. Между дворцом и ботаническим садом 10 минут ходьбы, а там и до Картинной галереи рукой подать, а дальше – церковь, пешеходная зона (дворец, конечно, ни в какое сравнение не идет с петербургскими жемчужинами, но и владения у Карла III Вильгельма были копеечные)… Словом, всё рядом, в том числе и самые колоритные заведения прекрасной местной кухни. Чтобы вкусить все прелести дня рождения, стоит запомнить хотя бы несколько названий: Badische Weinstuben в ботаническом саду, ресторан «Alte Schmiede/Старая кузница» в Дурлахе, столовая мануфактуры Majolika, ресторан Oberländer Weinstube.
Второй плюс: возможность почувствовать пульс города. Нет туристических ареалов и аутентичных кварталов «только для жителей», территория едина, жизнь на ней многолика – бюргерская и юридическая (в Карлсруэ расположены два главных суда Германии), банковская и студенческая, богемная, хипстерская и научно-техническая. Город как родной дом. Скажем, миллионный мегаполис не может себе позволить отдать газон в самом центре детям и собакам, а 300-тысячный Карлсруэ может. И пожалуйста – вместо барочных клумб перед дворцом раскинулся огромный зеленый партер. Особенную ценность он представляет летними вечерами, когда с наступлением темноты на фасаде дворца проецируется световое шоу, посвященное 300-летней истории города. Настоящий архитектурный спектакль, обязанный своим художественным уровнем кураторам Центра искусства и медиатехнологий. Представление можно увидеть до 26 сентября.
О преимуществах праздника в небольшом городе можно рассуждать и дальше, но самое время немного позлорадствовать на правах бывалого, уже пережившего 300-летие своего города петербуржца. В маленьком Карлсруэ идет тотальная стройка. Слишком длительный срок у процедуры демократического принятия решений: пока думали, а переносить ли трамвайные пути под землю, делать ли такой юбилейный подарок жителям города, драгоценное время ушло. В результате Карлсруэ празднует свой день рождения в знакомой петербуржцам ситуации: ямы, перекрытые улицы, пробки. Но и это обыграно в духе «современного искусства на традиционной стройке» (намек на известный петербургский фестиваль). Строительные площадки использованы художниками в качестве выставочных: к примеру, над разрытой рыночной площадью висит, поднятый краном, вырванный с корнями дом – работа аргентинского художника Леандро Эрлиха Pulled by the Roots. А про неправильно припаркованную машину австрийского художника Эрвина Вурма знает уже весь мир благодаря невозмутимому городскому полицейскому, выписавшему арт-объекту штраф. Выставка «Город – это Star. Искусство на стройплощадке» является частью нового масштабного проекта ZKM Globale, цель которого – изменить имидж Карлсруэ, превратить европейскую провинцию в столицу мирового медиаискусства. В качестве аргумента приводится такой факт: именно из Карлсруэ был отправлен первый e-mail.