Город и горожанеПопали в историю

Постучим по дереву

Два петербургских дуба стали живыми памятниками основателю города. Один даже старше Петербурга, другой еще совсем молодой. О том, как им сейчас живется,журналу «На Невском» рассказал самый загадочный питерский прозаик и драматург Сергей Носов. Скоро выйдет его «Книга о Петербурге», один из героев которой – петровский дуб.

Текст: Сергей Носов

Понаехали тут, повырастали

Старейшее дерево Летнего сада, а возможно, и всего Петербурга, само по себе в глаза не бросается. Легко пройти мимо, если не посмотреть на табличку. «Дуб петровского времени». Даже допетровского: по экспертизе, проведенной в 2014 году, ему дали 363 года. Шведы, поди, посадили?

Хотя не факт. В строящемся Петербурге практиковали пересадку уже взрослых деревьев. Привозили издалека. Возрастом они превосходили сам Петербург. Это естественно: Петербург образовался как город приезжих, к деревьям нездешних пород это тоже относится.

Как бы то ни было, Петр этот дуб видел, точно. А дуб – Петра.

Пришел в гости – подари дерево 

А я видел дуб, который, по легенде, посадил сам Петр.

Воспоминание из детства. Дядя Слава останавливает «Москвич». Мы выходим с двоюродным братом Сашей. «Смотрите, этот дуб посадил Петр Первый».

Был ли он величественным? Кажется, нет. Необычным было, что дерево – за оградой.

Набережная реки Крестовки на Каменном острове не самый известный городской проезд. Надо было специально завернуть туда, чтобы детям дуб показать. И многим показывали. Потом, повзрослев, не все могли вспомнить, где же они его видели. Тем более что к тому времени он уже зачах.

Теперь достаточно набрать в поисковике «Петровский дуб» – и вот он на фотографии. С исторической справкой и текстом на табличке: «Сей дуб посажен основателем Санкт-Петербурга Петром I в память о пребывании у канцлера Г. И. Головкина в 1715 г.».

Канцлеру Головкину Каменный остров принадлежал – это факт. И еще достоверно: Петр очень любил дубы.

Посаженное им дерево засохло в конце 70-х прошлого века. Спилили его, за ветхостью.

Детектив с украденным стволом 

В 2003-м место Петровского дуба на Каменном острове занял молодой дубок. Табличка извещала: «На этом месте Пётр Великий по преданию посадил дуб. В год 300-летия Санкт-Петербурга здесь вновь посажено дерево».

Однако октябрьской ночью 2010-го молодое дерево было не то срублено, не то спилено (сведения противоречивы), а кем, неизвестно. И зачем, неизвестно. Из вредности? По каким-то концептуальным соображениям? Может, сектанты-дубоненавистники?

Это ж надо было через ограду перелезть, приложить усилия, попотеть. Причем в темноте. Дуб они забрали с собой. Детектив, однако.

Нет, правда, в городе люки воруют – 300 штук за полгода. Или вот в 90-е прошлого века памятник первостроителям Петербурга установили, а через пять лет всю бронзу ночью украли. Поработали краном – ну так ведь это же ясно, зачем. Но кому понадобился молодой мемориальный дуб – не древесины же ради?

Спустя несколько дней на том же месте посадили новый. Третий уже.

Получается, что этот новый дубок – памятник  старому историческому дереву. Ну и Петру. Или конкретнее – его любви к дубам.

P.S.

Дуб, посаженный Петром, народ окрестил талисманом города, символом благополучия. К тому времени знаменитое дерево было уже большим и роскошным. Передалось ли это поверье его юному преемнику, пока неизвестно. Слишком мал еще дубок. Но вот гулял я недавно по Каменному острову, смотрю – растет! Мысленно постучал по дереву.    

 

Предыдущая статья

И драйв, и шоу, и любовь

Следующая статья

Черное и белое не называть