Город и горожанеПопали в историю

Демонический архитектор Петербурга

Минувший год подарил нам книгу о человеке, который добавил обаятельную чертовщинку в строгий петербургский стиль. Ее название –  «Архитектор Александр Лишневский». Эта книга вошла в пятерку самых интересных краеведческих новинок 2020-го. Соавтор книги – праправнучка архитектора Елена Турковская. Она рассказала журналу «На Невском» о своем демоническом предке.

Текст: Мария Конюкова

Мефистофель с Лахтинской

Об этом зодчем многие петербуржцы узнали случайно. И случай был не из приятных: 26 августа 2015 года с дома № 24 на Лахтинской улице сбили горельеф с изображением Мефистофеля. Кто-то решил, что этот черт с лукавым взглядом, который так уютно располагался на фасаде здания,  каким-то мистическим образом мешает строительству храма Ксении Петербуржской, возводимому рядом.

Дом с Мефистофелем и без него

Дом с Мефистофелем и без него

И все же (как бы ужасно не прозвучало!) именно эта отвратительная хулиганская выходка заставила вспомнить, что этот доходный дом построен в 1910 году по проекту Александра Лишневского. Уроженца Херсона, закончившего Академию художеств в Петербурге. Излюбленный стиль архитектора восходит к романтической готики, а обезьяны, грифоны, злобные карлики и летучие мыши, которых он селит на фасады, подчас шокируют. Праправнучка архитектора рассказала журналу «На Невском» откуда у ее предка такая любовь к злобным маскам. И, конечно, не только про это.

– Каким был архитектор Лишневский?

– Вспыльчивым и очень дотошным. Качество кладки своих творений он проверял ударом ноги по стене. Так и было, это не легенда. Однажды подрался с человеком, обвинившем его в том, что здание по его проекту пошло трещинами. Это произошло с Домом городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского. Скандал тогда разгорелся жуткий, чего только не говорили в адрес Лишневского. Мол, понаехали тут всякие, а сами даже собачью будку не могут построить. Даже в газетах появились карикатуры.

Карикатура на Лишневского

Карикатура на Лишневского

Вот тогда он и ввязался в драку. И доказал-таки (и на кулаках и на чертежах), что его проект тут ни при чем, а все дело в несоблюдении технологии строительства.

– Дом городских учреждений – это ведь и первый настоящий успех, и первое здание в демоническом стиле?

А еще и везенье. В конкурсе проектов победил другой зодчий, Лишневскому присудили второе место. А потом оказалось, что победитель превысил высотный регламент. Переделывать проект времени не было, поэтому и решили взять в работу идею молодого и никому не известного архитектора. Вот так и получилось, что автором Дома городских учреждений стал мой предок.

Дом городских учреждений, вид со двора

Дом городских учреждений, вид со двора

А потом заказы уже просто посыпались. Более сорока домов построил он в Петербурге.

– Были у него нереализованные работы?

– Ну вот, например, вы можете себе представить Московский вокзал в романтическом средневековом стиле с башнями и готическими арками?

А Лишневский именно таким его себе и представлял, и даже подготовил проект. Это было в 1906 году, когда вокзал хотели перестроить, но потом передумали и оставили как есть.

Московский вокзал мог бы выглядеть так

Московский вокзал мог бы выглядеть так

Вообще, у моего предка был талант вписывать элементы прекрасных замков в строгий петербургский стиль, нисколько его не нарушая.

– Сразу вспоминается знаменитый Дом-утюг с башней на Пяти Углах.

– Это доходный дом Иоффа на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна. Открыточный.

Дом Иоффа в наши дни и в 1915 году

Дом Иоффа в наши дни и в 1915 году

Фирменные черти

– Доходный дом в Большой Коломне (Прядильный переулок, 5) хоть и не открыточный, но тоже известный. Его парадный вестибюль напоминает коридор смерти с чертями. Откуда у вашего предка такая страсть ко всякой нечисти?  

– Он действительно любил украшать фасады своих домов чудищами, химерами, чертями.  Самое логичное объяснение этому – влияние французской готики. Знакомый ему с детства украинский эпос тоже очень самобытный.  Но у меня есть и другое предположение. Как известно, на сломе эпох людей тянет на всякую мистику. Думаю, это и на моем предке сказалось. А вообще он был архитектором петербургской повседневности.

Если великий Растрелли строил парадный Санкт-Петербург, то Лишневский создавал город для счастливой жизни. Чтобы люди любовались домами, мимо которых ходят, и в которых живут. И работал в совершенно разных направлениях. Например, доходный дом Купермана на Чкаловском проспекте, 31, неожиданно решен в старорусском стиле. И никаких там демонов нет. Правда, говорят, этим сооружением он был недоволен, потому что просто выполнил все требования заказчика. Проходя мимо, хлопал дом по стене и приговаривал: «Извини, брат, не получилось». Да и все другие свои творения он систематически навещал, прямо как детей.

Доходный дом Купермана. Лишневский

Доходный дом Купермана

– А как насчет собственного дома и собственных детей?

– Александр Львович мог себе позволить большую семью, детей у него было шестеро. Воспитывались они в скромности: младшие донашивали одежду за старшими. Но не думайте, Лишневский не был бедным человеком. Он не только проектировал здания, но и владел шестью доходными домами. При этом денег у него вечно не было, все средства уже в те времена «крутились».

В 1917 году в квартиру Лишневских ворвались матросы. Потребовали показать тайник, где, по их мнению, Александр Львович хранил золото. Бонна-француженка получила удар прикладом. Спасло семью то, что одна из дочерей водила дружбу с наркомом просвещения Луначарским. В другую дочь  был влюблен поэт Велимир Хлебников, но она предпочла ему архитектора Сергея Турковского, который стал моим прадедом.

– Почему Лишневский не уехал из России?

– Он и слышать не хотел об эмиграции: «Как я могу оставить свои дома?» Да и в советскую эру он успешно вписался. В Ленинграде по его проектам возвели тринадцать зданий, в основном школы. Где было только возможно, Лишневский подпольно протаскивал свой любимый необычный декор. Взгляните на жилой дом № 141 по Невскому проспекту, он выглядит почти как дореволюционный благодаря орлам на колесницах и подсолнухам. А ведь построен в 1936-м.

Александр Лишневский – архитектор невоздушных замков

Александр Лишневский – архитектор невоздушных замков

Мой прапрадед умер 6 февраля 1942 года в больнице Ярославля. Сразу после эвакуации из блокадного Ленинграда.

Нечистая сила искусства

Елена Турковская следит за судьбой Мефистофеля, что был беспощадно сбит на Лахтинской улице. Кстати, по другой версии это скульптурный портрет Шаляпина в роли дьявола. По последним данным, реставрацию горельефа обещают приурочить к ремонту здания в 2022–2024 годах. На доме, кстати, сохранилась еще одна декоративная деталь – чумной доктор в маске с птичьим клювом. Слава богу, вандалов он пока не заинтересовал.

Чумной доктор расположился чуть выше Мефистофеля. Лишневский

Чумной доктор расположился чуть выше Мефистофеля

Предыдущая статья

Как не потерять лицо в маске

Следующая статья

Суперкамерный театр