АфишаГород и горожанеИскусствоКультураНовостиПетербургСобытия

Звездные сюрпризы белых ночей

XXIX музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» стартовал 27 мая. Главное музыкальное событие Петербурга пройдет на всех трех площадках Мариинки и завершится 18 июля. Любителей классической музыки ждут приятные сюрпризы. Журнал «На Невском» советует внимательно следить за афишей.

 

Текст: Галина Сергеева

Фото предоставлено пресс-службой Мариинского театра

  

Премьеры и необычные сочетания

 Из того, что уже известно: фестиваль «Звезды белых ночей» обогатит репертуар Мариинского театра сразу тремя новыми спектаклями.

Оперу «Лакме» Лео Делиба ставит француженка Изабель Парсьо-Пьери в расчете на колоратурных сопрано. Сложнейшие вокальные партии готовят Ольга Пудова, Айгуль Хисматуллина и Антонина Весенина. Премьерные спектакли запланированы на 26 и 27 июня.

«Тангейзер» Рихарда Вагнера – строго говоря, не премьера (впервые спектакль дали в Концертном зале Маринки в 2019 году), но это другое прочтение знаменитой оперы. Постановка переезжает на вторую сцену, а значит, не обойтись без новой версии спектакля. Автор – главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев. Даты представлений: 17 июня и 20 июня.

Хореограф Максим Петров готовит балетно-оперную премьеру, что уже интригует.  Лауреат «Золотой маски» 2021 года объединил в один спектакль три сочинения Игоря Стравинского, написанные в 1920-е годы. Как совместились два одноактных балета и одна опера, зрители увидят 11 и 14 июля. Вечер «Байка. Мавра. Поцелуй феи» приурочен к Году Стравинского в Мариинском театре.

 

Жанна в огне

Одна из премьер «Звезд белых ночей» уже состоялась. С большим успехом в конце мая на второй сцене Мариинского театра прошла опера Чайковского «Орлеанская дева».

 

фестиваль «Звезды белых ночей»

Спектакль грандиозный, в духе французского grand opéra

К сочинению чего-то более монументального, чем лирические сцены «Евгения Онегина», композитор приступил в конце 1878 года. Работа продлилась всего девять месяцев, принеся ему немало мучительных часов. Множество перьев, по собственному признанию, перегрыз Петр Ильич, создавая кроме музыки еще и либретто, пользуясь переводом Жуковского одноименной драмы Шиллера.

Опера в четырех действиях «Орлеанская дева» получилась грандиозной по музыкальному и сценическому наполнению, в духе французского grand opéra. Этот жанр, как известно, отличается впечатляющими масштабами. За основу, как правило, берутся трагедия, драма или крупное историческое событие. Сюжет подается в обрамлении богатых декораций, сценических эффектов, мощного оркестрового сопровождения.

Премьера «Орлеанской девы» состоялась в 1881 на сцене Мариинки. В тот же год на сцене Большого театра в Москве была исполнена опера Чайковского «Евгений Онегин». Вопреки ожиданиям композитора, лирическая история жительницы российской глубинки Татьяны, влюбленной в молодого повесу, имела у зрителя больший успех, чем простая жизнь и героическая смерть француженки Жанны д’Арк.

Через 140 лет другой зал Мариинского театра внимал трагедии Жанны, затаив дыхание. У режиссера Алексея Степанюка и художника Вячеслава Окунева получился полный драматизма эпос о самопожертвовании ради спасения родины и родительском предательстве, трусости королей и подвиге простых воинов. Один из лучших оркестров мира под управлением маэстро Гергиева сложнейшую партитуру Чайковского исполнил так, что музыка проникала в душу каждого зрителя и что-то переворачивала там. Завораживающий балетный дивертисмент, великолепие костюмов, впечатляющие массовые сцены с хоровым пением ангелов и людей – в премьере «Орлеанской девы» оглушало все. Великолепные голоса Екатерины Губановой (меццо-сопрано) в роли Иоанны д’Арк, Сергея Скороходова (тенор) в роли Карла VII, Елены Стихиной (сопрано), воплотившей образ Агнесы Сорель, заставляли зрителей взрываться аплодисментами вне предназначенных для этого пауз. А когда занавес опустился в последний раз, скрыв Орлеанскую воительницу, стоящую в пламени инквизиторского костра, зал искупал исполнителей в овациях, долго не отпуская их с поклонов.

 

фестиваль «Звезды белых ночей»

Зал внимал трагедии Жанны д’Арк, затаив дыхание

Зрелищную постановку можно будет увидеть на сцене «Маринки-2» 5, 12 и 18 июня.

 

Зажгутся музыкальные звезды

Как всегда, Петербург в белые ночи будет освещать целая россыпь музыкальных звезд.

Знаменитый венский пианист Рудольф Бухбиндер в течение восьми вечеров исполнит все 32 сонаты Бетховена. Концерты приурочены к 250-летию композитора, отмечавшемуся в прошлом году. Взыскательной публике будет представлен и новый проект. «Диабелли-2020» – это цикл вариаций на тему вальса Диабелли. В 1819 году венский издатель и композитор-любитель Антон Диабелли написал незатейливый вальс и попросил ведущих австрийских композиторов того времени в благотворительных целях написать вариации. Бетховен сочинил тридцать три вариации, крайне сложных для исполнения. В юбилейный Бетховенский год Бухбиндер решил сделать своеобразный ремейк, предложив ныне живущим композиторам написать свои вариации к вальсу Диабелли. Откликнулись Родион Щедрин, Лера Ауэрбах, Тосио Хосокава – всего одиннадцать композиторов. Все это можно будет услышать 6–9 июля и 11–14 июля.

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев: «В Мариинском театре сосредоточены могучие ресурсы»

С сольными концертами и совместно с оркестром Мариинского театра выступят пианисты Денис Мацуев (14 и 15 июня) и Даниил Трифонов (27 и 29 июня). В концерте памяти павших 22 июня вместе с оркестром Российско-немецкой музыкальной академии под управлением Валерия Гергиева играет молодой канадский пианист Ян Лисецкий.

Будут и оперные гала-концерты. В них участвуют Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук, Елена Стихина, Роман Бурденко. Меццо-сопрано Ольга Бородина выступит 15 июня в дуэте с пианистом Василием Поповым с сольным камерным концертом. Екатерина Семенчук и пианист Семен Скигин представят вечер романсов Чайковского 23 июня.

Пресс-служба Мариинского театра сообщает, что программа фестиваля будет дополняться, так что стоит следить за афишей. Гостей Мариинского театра ждет множество сюрпризов – как в афише, так и в составах исполнителей. Главный музыкальный фестиваль петербургского лета продлится до 18 июля.

 

На Невском ранее о Звездах оперы и балета, о фестивалях.

 

Предыдущая статья

«Ключи к успеху»: как игра меняет жизнь к лучшему

Следующая статья

«Не гаснет свет...» Ярослава Сумишевского