КультураСобытия

Оперная весна взяла высокую ноту! Гала-концерт звезд мировой оперы!

Замечали ли вы, что оперные певцы необычайно красивы? Природа словно награждает их кроме голоса еще и умопомрачительной харизмой. Как будто, регулярно занимаясь постановкой голоса, расширяя диафрагму и легкие, они поглощают бОльшие, чем обычный человек, потоки энергии. Потом, на концерте, звуковыми вибрациями и артистической энергетикой буквально затапливают зал. Такие мысли посещали меня во время Гала-концерта звезд мировой оперы, что прошел в преддверии 8 марта в Михайловском театре.

Текст: Галина Сергеева

Увертюра к гала-концерту

В тот вечер с любимыми партиями, посвященными весне и любви, в сопровождении хора и оркестра Михайловского театра выступили мировые знаменитости Ильдар Абдразаков, Аида Гарифуллина, Алексей Татаринцев, Василий Ладюк. Вместе со звездами оперной сцены свои таланты показали и молодые исполнители Эвелина Смолина и Клим Тихонов.

Идея проведения гала-концерта принадлежит Фонду поддержки классического музыкального искусства F.E.S. Фонд родился совсем недавно как международная структура, призванная поддерживать молодых оперных исполнителей. Деятельность – пока – ведется в основном в России как наиболее открытой в плане ковидных ограничений стране. Планы на европейские концерты постоянно смещаются, как говорится, вправо по срокам.

Лучший бас мира Ильдар Абдразаков

Лучший бас мира Ильдар Абдразаков

Отчего вдруг оперному искусству понадобилась поддержка? Дмитрий Дедух, исполнительный директор фонда, уточняет: нужна даже не поддержка, а небольшая встряска.

Оперное искусство – сложный многосоставной жанр, объединяющий вокал, драматургию, сценографию, искусство декораторов и костюмеров, актерское мастерство. Любая оперная постановка по определению требует больших материальных затрат. В одном оперном спектакле может быть занято до двухсот человек: оркестр из 65 музыкантов, хор в составе 50 человек, десяток солистов, не говоря уже об осветителях, монтировщиках, костюмерах, звукорежиссерах. Такая постановка не может не быть дорогостоящей, а билеты на представление не могут быть дешевы, учитывая еще и достойные гонорары известных артистов.

«Есть некий дисбаланс, который хочется привести в гармонию, несколько изменить структуру», – размышляет Дмитрий Дедух. Нужно, чтобы артисты с мировым именем пошли навстречу зрителям, для чего им можно предложить кроме одноразового выступления, например, какой-то рекламный контракт. То есть нужно создавать пути монетизации оплаты труда оперных певцов из разных источников.

Роль менеджера в оперном искусстве

Знакомый с миром классической музыки с детства, Дмитрий знает, о чем говорит. Он родился в музыкальной семье, окончил музыкальное училище и консерваторию в Петербурге, некоторое время работал в оперных театрах. Еще в годы обучения в консерватории удивлялся, почему в вузе нет факультета менеджмента. «Даже если музыканты не собираются быть управленцами, они должны обладать знаниями, пониманием, как работает эта структура в целом», – говорит Дедух.

Когда он понял, что ему интереснее организация концертной деятельности как таковая, стал сам себе менеджером и начиная с 2008 года организовал и провел множество небольших и покрупнее выступлений оперных певцов на разных площадках. А потом его нашли меценаты, решившие создать специальный фонд, который занимался бы продвижением оперного искусства и молодых исполнителей.

Участие нового таланта в гала-концерте – одна из форм такого продвижения. Показать свое мастерство на одной сцене с признанными мэтрами – настоящее испытание для молодого участника.

Ария манхэттенской гостьи

Каково это – впервые выступать перед полным залом, с профессиональным оркестром? Эвелина Смолина (лирическое сопрано) отвечает на этот вопрос так: «Это невероятный опыт – стоять с великими артистами на большой сцене. Я испытала настоящее счастье и порхаю в небе до сих пор».

Для выступления в Михайловском театре Эвелина, не ища простых путей, выбрала арию Адины из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Ария звучит в сложном для исполнения стиле бельканто. «Бельканто раздевает исполнителя, – признается девушка. – Становится слышно, можешь ли ты виртуозно владеть своим голосом или нет».

Эвелине всего 21 год. Закончила профессиональную вокальную школу в Риге (педагог Ирма Паваре), участвовала в музыкальных конкурсах, получила Гран-при на конкурсе «Крещендо». Сейчас она студентка Манхэттенской музыкальной школы (Нью-Йорк, педагог Ширли Клоуз).

Такие, как Эвелина, считает Дмитрий Дедух, все делают правильно. Задача молодого исполнителя – максимально показывать свои умения, не боясь собственного несовершенства. Нужно идти навстречу агентствам, организаторам концертов, фестивалей и т.п. И еще, как это ни покажется странным, уметь сказать «нет», когда предлагаются многочисленные контракты, которые могут испортить голосовой аппарат. Не соглашаться на все партии подряд, лишь бы только петь на сцене.

Хор петербургской публики


На финальном этапе к подготовке весеннего гала-концерта в Петербурге подключился всемирно известный дирижер Михаил Татарников. Он-то и свел программу в единое целое. Маэстро принадлежала и идея финала. Исполнители с мировым именем спели «Город над вольной Невой», что привело и до того растроганную публику в полный восторг. Никем не дирижируемые, зрители включили фонарики мобильных телефонов и подпевали стоя.

Оперы гала, организованные фондом, пройдут 22 апреля в московском Концертном зале им. Чайковского и 23 апреля в Самарском театре оперы и балета. В планах фонда не только оперные программы, но и балетные постановки с участием мировых звезд. Скоро будет объявлено и о собственной оперной постановке фонда. Посмотрим, удастся ли гармонизировать дисбаланс.

Предыдущая статья

«Скоростной поезд» японского триллера

Следующая статья

Зачем дому колеса, если он никуда не едет?