События

Весь этот джаз…

В самом конце апреля целых три дня музыканты будут признаваться в своей горячей любви к джазу. Каждый год 30 апреля отмечается Международный день джаза. В этом году столицей джаза стал Петербург – он обошел 18 претендентов! Это о чем-то говорит. На три дня джазмены и ценители этого жанра окунутся в безудержную джазовую эйфорию: концерты на открытых площадках, от Филармонии джазовой музыки до клубов JFC, «Шляпа», «Дом 7», лекции, мастер-классы, выставки картин и фотографий, кино – и вот она, взрывная кульминация, бенефис джазовой музыки – Всемирный гала-концерт звезд джаза на Новой сцене Мариинского театра. Параллельно в тот же вечер – гала-концерт в Филармонии джазовой музыки.

Десятка знаменитых резидентов фестиваля, мимо которых нельзя пройти, если вы считаете себя поклонником этого жанра…

Игорь Бутман, российский саксофонист, руководитель проекта. Именно благодаря его активности и случился этот праздник. Шесть лет назад на Международном дне джаза в Париже он подошел к генеральному директору ЮНЕСКО Ирине Боковой и послу доброй воли ЮНЕСКО Хёрби Хэнкоку и заметил: «А было бы неплохо провести такой праздник в России». И напомнил о том, какой вклад мы внесли в мировой джаз. «Хотя бы опосредованно, ведь сколько классиков американского джаза связаны с Россией, самые яркие примеры – король свинга Бенни Гудмен, великий композитор Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин – выходец из России, Вернон Дюк – это Владимир Дукельский, знаменитый композитор, тоже родом из России. Это первое. А второе – то, что наш джаз действительно очень быстро развивается и может стать лидером наравне с американским. Ирина Бокова и Хёрби Хэнкок были главными людьми, которые хотели, чтобы этот праздник прошел у нас…» Само собой, 30 апреля Игорь Бутман выйдет на сцену Мариинки-2.

Кёрт Эллинг, американский джазовый вокалист, лауреат премии «Грэмми». Джаз сравнивает с проповедью. И он знает, что говорит, – Эллинг должен был идти по стопам своего отца-священника. Сам он покоряет не только голосом, но и текстами, он может импровизировать, пропевая джазовые композиции словами Рильке, а однажды признался, что с удовольствием взялся бы за булгаковского «Мастера и Маргариту». Эллинг придумал рэнтинг– импровизированные рифмованные реплики про все, что его окружает во время выступления. В рамках Дня джаза выступит в гала-концерте, станет спикером дискуссии «Джаз в России», и главное, даст мастер-класс по вокалу, посетить который стоит 30 апреля в зале «Мусоргский» Мариинского театра – 2 не только профи, но и всем, кто любит этот жанр – ведь проникновенному голосу Кёрта подвластны четыре октавы!

Sachal Jazz Ensemble, пакистанский джазовый коллектив. Правда, его мы увидим не живьем, а опосредованно – на киноэкране в документальном фильме «Песнь Лахора». Показывать его будут 30 апреля в зале «Щедрин» Мариинского-2. Древний город Лахор некогда был музыкальным центром Пакистана, пока в стране не воцарился исламизм. И вот уже около 40 лет музыканты ведут почти подпольное существование (они в основном играют в звуконепроницаемых помещениях), их избивают на улицах, уничтожают их инструменты. Они каждый день рискуют жизнью, но играют. «Это, вероятно, будет продолжаться», – говорит флейтист Бакир Аббас в фильме. – Но я благодарю Аллаха, что могу выразить себя через музыку, а не через насилие». И надо слышать, как они исполняют классическую композицию Дэйва Брубека Take Five на традиционных пакистанских инструментах.

Фатумата Диавара, малийская певица, актриса. Несмотря на возраст, уже кавалер искусств и литературы Французской Республики и просто сногсшибательная красавица, которую мы также услышим со сцены Мариинки-2 в гала-концерте. В свое время приняла участие в кампании «30 песен/30 дней», ставшей частью мультимедиапроекта «Полнеба: против угнетения женщин по всему миру и за равные возможности для всех» (кстати, в рамках Дня джаза состоится дискусия «Женщины в джазе» – и в самом свободном жанре не так-то просто женщине стать бэндлидером). Фатумата еще снялась в жесткой драме о религиозном насилии «Тимбукту», четыре года назад претендовавшей на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Фатумата еще и соавтор саундтрека к фильму.

Сириль Эйме, певица. Еще одна певица, говорящая по-французски, так уж получилось. Ей близки цыганская музыка и старый добрый джаз. Издание «Вашингтон пост» сравнило голос Сириль с изысканным виски «с привкусом дуба, мягким, с оттенком дымка». На своих выступлениях Сириль часто использует лупер – специальное устройство для записи голоса с целью его повторения и наложения (по сути, эта примочка способна заменить полноценный бэнд, позволяя вам сыграть роль каждого из участников и свести все воедино). Возможно, на своем мастер-классе по вокалу 30 апреля в зале «Щедрин» Мариинского-2 она продемонстрирует все возможности этого устройства.

Студенты Института джаза Телониуса Монка. Забавно, известность и слава к самому Телониусу Монку, одному из отцов бибопа, пришли сравнительно поздно, на пятом десятке, а институт его имени – стартовая площадка для молодых джаз-музыкантов со всего мира. Он дал путевку в жизнь ныне всемирно известным музыкантам, среди которых Маркус Робертс, Гретхен Парлато, Джошуа Редман, Майкл Мейо, Джекки Террассон. Кто знает, может быть, мы увидим тех, кто также взойдет на олимп джаза. Так что стоит поспешить в зал «Стравинский» Мариинского театра – 2.

 

Джой Дефранческо, джазовый органист. Человек-ансамбль, кстати, один из тех, кто закончил Институт Телониуса Монка. У него 33 сольных альбома, его диски дважды номинировались на Grammy, он неоднократно выигрывал престижные джазовые премии. В отличие от многих джазменов отнюдь не сексуален, не брутален. В общем, всякие такие эпитеты не про него. Но играет! В конце концов, не случайно Джоя называют королем электрических клавиш. Его мы увидим на гала-концерте.

 

Ли Ритенаур, гитарист. Реальная легенда джаза. Свое прозвище Капитан Пальцы этот уникальный гитарист получил в 1970-е годы, когда до мэтра ему было еще далеко. В его дискографии более 40 сольных альбомов, 35 треков из которых попали в радиочарты, а Is It You стал классикой джазового радиовещания. Каждый, кто хоть раз слушал пинкфлойдовский альбом The Wall, наверняка помнит головокружительную гитарную партию в песне Run Like Hell. Это все пальцы Ли Ритенаура. Виртуоз не просто выступит в Петербурге, но и даст мастер-класс 30 апреля в зале «Мусоргский» Мариинского-2. Надо думать, такое не забудется…

 

Дайана Ривз, певица. Небожительница, певица, пятикратный лауреат «Грэмми». Голос Дайаны Ривз звучал на церемонии закрытия Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Она поет ритм и блюз, танцевальную музыку, этнические африканские напевы, поп. Она выпустила саундтрек к сериалу «Секс в большом городе» (и снялась в нем), записала саундтрек к фильму Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Но все же главное для нее – джаз. Ее называют преемницей Эллы Фицджералд. Или еще проще – «леди Джаз». Все те же заветные 30 апреля и Мариинский-2, зал «Мусоргский».

 

Леонид Утесов, актер и джазмен. Само собой, на экране в «Веселых ребятах» (показ в отеле «Астория»). Но как не вспомнить в эти дни начало всех начал? И хотя не все Утесова признают настоящим джазменом, кто, как не он, со своим театрализованным джазом двинул новый жанр в массы? В 1932 году на сцене «Мюзик-Холла» состоялась премьера обозрения «Музыкальный магазин». Это была первая российская постановка в духе американских шоу и европейских ревю. И именно она послужила отправной точкой для создания первой советской музыкальной кинокомедии «Веселые ребята».

Ольга Машкова

Предыдущая статья

Арт-коллаборация

Следующая статья

С чувством собственного достоинства