МестаСобытия

Венецианская Биеналле: Борода Маркса

Как известно специалистам, есть две могилы Карла Маркса на Хайгейтском кладбище: одна небольшая, в потаенном уголке в ряду общих могил, и другая – на специальном участке у входа, построенная на деньги компартии Советского Союза, в точности воспроизводящая памятник Карлу Марксу в Москве.

Венецианская  биеннале этого года отчасти похожа на тот пафосный памятник. Увлечение куратора марксистскими идеями наложилось на тренд проблемы идентичности черного в белом мире, а именно таким является рожденный в Нигерии куратор 56-й биеннале Окуи Энвезор. 

Выставка «Все судьбы мира» – работа  отличника: все сделано как надо, каждой твари по паре: международный ковчег, вавилонская башня, где участники честно пытаются говорить на одном  языке, но сбиваются время от времени на свой варварский лепет. Именно так, кстати, выглядели русские проекты, сделанные слишком богато, слишком гламурно. Слишком, слишком  –  стало общей темой для большинства  русских экспозиций и полным несовпадением с эстетикой актуального звучания.

Вообще, кажется, формат биеннале начинает потихоньку себя изживать, агонизируя под натиском тотальной многополярности,  то становясь марксистским, то декларативно непрофессиональным, энциклопедией всего. Творчество – дело личное, по природе своей противоречит таким супермаркетам искусства, которые скорее становятся антропологическим исследованием, чем эстетическим удовольствием. Пластика – колокола, ножи, автоматы, – подчиненная идеям куратора, большей частью хороша, но в цельную картину складывается едва ли, оставаясь именно работой пятерочника от кураторства, а не харизматичного двоечника. И главный аттракцион – бесконечное чтение «Капитала» актерами. Тема, контрапунктом идущая сквозь основной проект, – набат, колокол – декламирование, артикуляция смыслов разными способами: от партсобрания до племенного гонга или демонстрации китайских рабочих.

 Разгадка биеннальных шифров – задача всегда приятная, особенно в Венеции, где они накладываются на более значимые коды города. Павильоны Беларуси, Казахстана, Армении сочетаются с набережной Неисцелимых. Украина на набережной с «Океаном Эльзы» вместо четырехлетней  давности концерта Верки Сердючки. Австралия – цивилизованный шаманизм, что несколько выпадает из тренда, хотя по-человечески приятно. Приятно и то, что, улетая из Венеции, большинство художников и зрителей планируют в том или ином качестве вернуться.

Текст: Пётр Белый, Глеб Демидов

Предыдущая статья

Кредитные осложнения

Следующая статья

Не набрал очки. Epic fail с Сергеем Полотовским