Город и горожане

Счастливый билет в жизнь по теории вероятностей

Какова вероятность вытащить из колоды в 36 карт туза пик? Верно, одна тридцать шестая. А красного валета? Правильно, две тридцать шестых, или одна восемнадцатая. С такой задачки начал открытый урок в 11 классе учитель математики Иван Меньшиков, призер недавнего конкурса «Учитель года России».  Журнал «На Невском» не упустил возможности на нем побывать. К концу урока ребята уже решали более сложные задачи на теорию вероятностей, не забывая сокращать дроби и задавать собственные вопросы. Один из них звучал так: «Какова вероятность вытащить на экзамене несчастливый билет?»

Текст: Галина Сергеева

Задача, которая имеет множество решений
– Иван Андреевич, современные школьники порой знают больше педагога как с этим быть?

Искусство учителя в том и состоит, чтобы понять, что он перестал быть носителем знания. Если учитель пытается по-прежнему сделать вид, что без него ребенок не узнает, что Москва – столица России, у него будут проблемы. Педагог должен так организовать учебное пространство, чтобы помочь ребенку сформировать цельную картину мира, помочь понять, зачем ему конкретное знание, где он может его применить. Большой акцент должен быть сделан на практику.

– И на профориентацию?

Мы готовим детей к тому, что они в течение жизни сменят несколько профессий. Это нормально, что, закончив обучение, ты не будешь всю оставшуюся жизнь трудиться в одной и той же компании. У нас осталось не так много так называемых массовых профессий, они все больше вытесняются машинами. Получается, что каждый выпускник может найти или создать свое рабочее место, ведь работ, связанных со сферой услуг, с Интернетом, с коммуникациями, бесконечно много, и все это востребовано. Сфера услуг будет становиться все более значимой частью экономики, потому что, с учетом автоматизации, не так много нужно рабочих мест, чтобы нас прокормить или создать базовые материальные ценности.

– В вашем классе, наверное, сплошные будущие технари?

Я бы сказал, что в моем классе очень разные ученики, как по уровню математической подготовки, так и по своим интересам. Многие будут заниматься гуманитарными дисциплинами, где математика просто необходима. Прежде всего это социальные науки: статистика, основы демографии. Просто в вузе математика будет иметь несколько иное измерение. Например, в школе мы мельком проходим ту же статистику или теорию вероятностей, а ведь без последней современную жизнь представить очень сложно. Теория вероятностей – она повсюду.  Не понимая, как она работает, какую функцию несет в человеческой культуре и науке, невозможно правильно интерпретировать сопровождающее нас огромное количество информации.

Любить детей разумно – это аксиома

Пример такой интерпретации Иван Андреевич предложил на уроке. Типичный элемент теории вероятностей можно встретить в новостных заголовках. Читаем что-то вроде: вакцина «Спутник V» эффективна на 91,6%. А что это значит? Старшеклассники не без помощи учителя расшифровали: значит, вакцина подействовала на иммунитет более чем девяноста человек из ста. А что эти за люди? Более здоровые, чем большинство, или наоборот? Озадачились ненадолго. Вообще, надо видеть, как Иван Андреевич работает на уроке: взаимодействуя с каждым, вовлекая, подбадривая и направляя. Признаться, я так увлеклась, что звонок с урока вызвал разочарование: хотелось продолжения.

– Легко ли сегодня быть молодым?

Смотря с чем сопоставлять. Даже по сравнению с моим детством время сильно изменилось. Конечно, это зависит от приоритетов каждого конкретного человека. Если он ищет свободы и покоя, то, наверное, стало сложнее. А если он ищет возможностей, знаний, общения, тут, мне кажется, разнообразие увеличилось.

– Трудно выманить подростков из соцсетей? Вы считаете их бедствием или неизбежным прогрессом?

Я не считаю, что кого-то нужно «выманивать» или лишать социальных сетей. Это просто часть меняющегося мира, новая реальность, в которой мы все оказались. Люди, выросшие без них, наверное, считают их чуждыми, ненужными, иногда вредными. Мне же кажется, что, скорее, наоборот. У соцсетей есть свои внутренние законы, и выживают из них те, что лучше всего отвечают на возникающие у каждого человека общественные, социальные проблемы. Конечно, это не значит, что все, что связано с социальными сетями, безусловно хорошо. Но то же можно сказать про любую сторону человеческой жизни, во всем можно найти плюсы и минусы. В условиях дистанционного обучения мы широко использовали соцсети и мессенджеры в формате чатов. Очень удобно, когда есть возможность оперативно отправить детям какой-то файл, сообщить важную информацию, получить ответ.

– Уходит ли из жизни общества детоцентризм?

Любить ребенка нельзя слишком сильно. Можно неправильно свою любовь выражать. Нет ничего плохого в том, что мы все уделяем большое внимание детям, подросткам, молодежи. Это здорово, что мы окружаем их заботой и любовью, главное – понимать, какое выражение этой любви и заботы пойдет им на пользу, а какое, наоборот, повредит. Поместить наших детей в золотые клетки – не лучшая, на мой взгляд, идея. Нужно дать им возможность ошибаться, искать себя, набивать шишки, нарабатывать опыт. Кстати, уже что-то меняется. Среди самых продаваемых книг – книги по психологии: по личностному росту, по тому, как находить общий язык с близкими. Мне кажется, это очень важный показатель того, что общество становится более зрелым, более разумным.

Найти себя – закономерная случайность

«Разумно» – любимое словечко Ивана Андреевича, которым он часто отмечает правильный ответ на уроке. Корреспонденту журнала «На Невском» представляется весьма разумным то, что семь лет назад школа и педагог нашли друг друга. До этого была учеба на химика, аспирантура и три попытки найти себя в школьном преподавании. Но однажды на районном конкурсе «Педагогические надежды» директору 166-й гимназии Игорю Альбертовичу Карачевцеву как члену жюри так понравился открытый урок молодого учителя Меньшикова, что впоследствии он пригласил его преподавать математику. Оказалось, что в этой гимназии можно и самому развиваться, и помогать подросткам найти себя в стремительно меняющемся мире. В прошлом году Иван Меньшиков стал Учителем года в Петербурге, а буквально на днях привез из Волгограда, где проходил конкурс «Учитель года России», Малого хрустального пеликана. Эта награда вручается пятерке призеров. Теперь пеликан стоит в учительской. Надеемся, будет гнездиться.

Пеликан стал символом профессии учителя, потому что о его самоотверженной любви к птенцам ходят легенды

Пеликан стал символом профессии учителя, потому что о его самоотверженной любви к птенцам ходят легенды

– Что бы вам хотелось изменить в нынешней системе образования?

Система образования в быстро меняющемся мире меняется по форме, но не по содержанию. И это, конечно, большая беда. Первое, что хочется сделать, это уменьшить размеры классов и увеличить количество взрослых на одного ребенка, то есть сделать школу в целом более качественной, дорогостоящей. Здесь речь не только об учителях: остро не хватает педагогов-психологов, медицинского персонала.

– Может, и юристов тоже?

Вот вы шутите, а учитель сегодня действительно наиболее беззащитен по сравнению с другими участниками образовательного процесса. Его легче всего сделать крайним в какой-то спорной ситуации. Любой родитель может пожаловаться на что угодно. Правоприменительная практика такова, что учителя не могут защитить свои трудовые права, если они были нарушены. И законы зачастую сформулированы размыто. Не очень понятно, скажем, что подразумевается в законе под аморальным поступком, на основании которого учителя можно уволить. Все это в том числе не позволяет учителям быть гибкими в учебном процессе. Проще работать строго по программе, не делая ни шага в сторону.

– Возможно, поэтому сегодня школа выпускает больше знающих людей, но меньше думающих. Или вам так не кажется?

Нет, не кажется. Ребята, с которыми я работаю, на мой взгляд, гораздо более интересные люди, чем был я в их возрасте. Во всяком случае, у них есть острое желание сделать мир лучше. И задача не только педагогов, но всего нашего общества сделать так, чтобы  каждый школьник-выпускник, который с благими намерениями (подчеркиваю – с благими) хочет что-то изменить, нашел себе место, где он сможет это делать.

Предыдущая статья

Африканские страсти в петербургском саду

Следующая статья

IP Orchestra: лучшее из мира рок-музыки