Мода / СтильМодный квартал

В Питере шить

Стас Лопаткин – одна из ключевых фигур в петербургской моде. Дизайнер, художник, и, по его собственному признанию, счастливый человек. Потому что ходит на работу к самому себе в свой Модный дом, делает только то, что хочет, и то, что делает, нужно людям. А что им сегодня нужно? Об этом, а еще о тонких материях и реальных вещах, глобальных трендах и фейковых слухах мы со Стасом и говорили в прямом эфире журнала «На Невском». 

Романтика в жизни и на подиуме

Романтика в жизни и на подиуме

Откуда берутся романтики

– Всем известно, что в искусстве моды Стас Лопаткин романтик. И в душе, похоже, тоже?

– Наверное, где-то мне это мешает жить, но помогает в работе. Создавая в своей голове некий иллюзорный романтический мир, я переношу его и на одежду. То есть делаю именно то, что чувствую. И для меня это очень важно.

– А с чего началась ваша жизнь в искусстве?

– С детства. Я учился в художественной школе и в музыкальной, занимался в театральном кружке. Искусство окружало меня всегда. Мой дедушка, будучи капитаном 1-го ранга, писал огромные картины маслом и был страстным коллекционером антиквариата. Его квартира была переполнена скульптурами, которые он находил на помойках и восстанавливал. Обе мои бабушки умели шить, вышивать. А мама была страстным заказчиком платьев. Платья были прекрасные, и с детства они мне запали в душу. Мама со мной часто советовалась, как лучше сделать отделку или какие пуговицы подобрать. Естественно, мне тоже хотелось, чтобы и вокруг меня все было красиво. Моими любимыми игрушками были коробки, из которых я делал театр. Лепил артистов, шил для них одежду, делал декорации. И после школы я решил, что надо пойти поучиться шить, потому что было сложное время, нечего было носить, а мне хотелось иметь модные и красивые вещи. И я пошел в швейное училище. Потом все-таки продолжил заниматься живописью, но после факультета изобразительного искусства Университета имени Герцена понял, что мне нужна быстрая реализация творений. И дальше началась уже карьера дизайнера.

Стильный пол

– Почему вы творите именно для женщин?

– Для мужчин я тоже создаю одежду. Мне кажется, что очень грустно, когда женщина одна, ее все-таки должен сопровождать мужчина. Поэтому мужчины в каждой моей коллекции присутствуют, но очень маленький процент. Потому что и процент мужчин, которые готовы что-то говорить с помощью одежды, очень мал. Не могу сказать обо всей России, но в Петербурге бессмысленно заниматься мужской модой.

– Какие женщины предпочитают вашу авторскую одежду? У вас есть идеал, для которого вы создаете свои произведения?

– Ну, во-первых, это женщина уверенная. В том смысле, что любит себя. Смотрит в зеркало, улыбается и радуется самой себе. Потому что самое большое заблуждение – что с помощью одежды произойдет чудо. Да, одежда может что-то скорректировать, создать настроение. Но самое главное – это все-таки выражение глаз и та энергетика, которую женщина несет. Без этого ничего не может получиться. Можно одеваться очень скромно, но быть настолько заметной… Одежда вторична.

Модные игры

Модные игры

И конечно, женщина, которая приходит ко мне, любит игру. Я в своей одежде всегда немножко театрален. Мне нравятся элементы из прошлого, из будущего, я люблю головные уборы, необычные крупные предметы, броши, цветы. Всё это достаточно броско, и женщины ко мне приходят те, которые могут осмелиться вынести это на себе.

Об истинной цене вещей

Рассуждает Стас Лопаткин

– Какие тренды нынче в моде?

– На мой взгляд, появилось два глобальных тренда, которые прослеживаются во всем мире. Первый – быть незаметной, спрятаться. Чтобы все, что сегодня с нами происходит, тебя не коснулось, чтобы ты могла быстро сбегать в магазин и тебя никто не заметил, не остановил, не заговорил, потому что кругом опасность. Второй тренд, наоборот, протестный: всё неправда, ничего не изменилось, и мы будем жить как вчера. Я считаю, что не правы и те, кто прячется, и те, кто протестует и выпячивается. Наверное, все-таки должна быть золотая середина.

Для меня очень-очень важно недавнее интервью Армани, в котором он говорит о перепроизводстве, о гонке за модой, о перенасыщенности магазинов. Он прав: ценность вещей пропадает. И вот сегодня, на мой взгляд, эта ценность вещей как раз должна вернуться. Их не нужно иметь много, одежда в первую очередь должна стать качественной, носиться дольше. Покупка должна быть осмысленной, а не спонтанной и не слишком эмоциональной. Хотя, конечно, вся мода построена на этом. Но на сегодняшний день мода как эмоциональный продукт, мне кажется, все-таки умерла. Сегодня мода должна стать продуктом социальным, то есть более ответственным.

– Кстати, как вы относитесь к тому, чтобы избегать мехов и кожи?

– Пускай меня зеленые польют краской, но мне нравятся мех и кожа. Ничто не красит женщину так, как мех. Даже с точки зрения климата мы не можем отказаться от меха, потому что теплее, чем шуба, ничего нет. А самое главное, она носится долго. И в итоге меньше засоряет планету, чем  какие-то искусственные заменители.

Декорации к размышлению

– Показы коллекций остались в прошлом?

– Мне кажется, сегодня такие глобальные мероприятия не нужны и невозможны. Мы почти 20 лет занимаемся модой, очень много коллекций сделано за это время, и каждый раз мы надеемся, что придут байеры и начнут покупать эту одежду, откликнутся универмаги и начнут эту одежду продавать. Но этого не происходит и, скорей всего, уже не произойдет. Должно что-то глобально поменяться в легкой промышленности нашей страны.

Мы приняли решение заниматься пропагандой моды через искусство. Как это делает проект «Ассоциации» в Царском Селе, в котором наш Модный дом участвует каждый год.

– А куда деваются наряды с этих показов? Все-таки они очень театральны.

– Несмотря на всю свою театральность, эти вещи можно носить, если их разобрать на части. Ведь образы прежде всего создают аксессуары и несколько вещей, которые демонстрируют, например, какую-то сложную вышивку или какие-то очень яркие элементы. А в основном эту одежду потом заказывают. Либо мы берем какие-то элементы из того, что придумано, либо целиком повторяем, только на тот размер, который необходим.

Романтика в жизни и на подиуме

«Мода – это не только одежда. Мы создаем текстиль, мини-коллекции вышивок, я занимаюсь декорацией помещений. Надо сказать, что и в театре я создаю не только костюмы, но и декорации. Это все для меня едино, и в быту все должно быть так же прекрасно» Стас Лопаткин (C)

– Над чем вы сейчас работаете в театре?

– Над спектаклем «Ромео и Джульетта» для Театра оперы и балета Улан-Удэ. Мы с  хореографом Дмитрием Пимоновым только начали эту работу. Я слушаю музыку, делаю какие-то эскизы. Мне это безумно интересно, это опять же романтическая история, которую я люблю.

– О вашем романтизме всем известно. А как вы думаете, чего о вас многие не знают?

– Я тут начал ловить слухи по городу, что мы типа закрылись. На самом деле мы закрылись просто на ремонт. Причем решение о ремонте салона мы приняли в разгар пандемии. Было действительно очень сложное время, я даже задал себе вопрос: хочу я дальше продолжать всем этим заниматься или нет? Если не хочу, надо просто всё закрыть. А если хочу – сделать ремонт и встретить всех в новом пространстве. Ну и я выбрал вариант номер два.

Стас Лопаткин в прямом эфире «На Невском» в YouTub.

Предыдущая статья

Укол финансовой грамотности: прививка спокойствия

Следующая статья

Ренессанс загородной жизни