В XIX веке создатели осенне-зимних коллекций ориентировались на новый сезон в итальянской опере. Об этом в 1887 году сообщал журнал «Новь». Афишная тумба, зазывающая почтенную публику на театральную премьеру, была сигналом «к открытию сезона удовольствий, появлению самых нарядных туалетов и самых изысканных фасонов».

А что теперь? Опера? Балет?.. У Chanel – разноцветное букле и серебряные кроссовки. Lanvin реанимирует art déco: трепетные меха, искрящийся ламе и серый твид на контрасте с черной шелковой глубиной. Коллекция Burberry посвящена художникам легендарной Bloomsbury Group: фирменные цветы размашисто воспроизведены на пальто и сумках медово-песочных оттенков.

Хочу все знать

giorgio-armaniЧем руководствуются современные кутюрье, рисуя картины грядущего? Что ими движет? О новинках сообщают заранее. В прогнозах, в отличие от Гидрометцентра, не ошибаются. Сети расставляют со знанием дела. Придуманное для зимы 2016-го показывают в октябре 2014-го. Очаровывают туманными оттенками и нечеткими узорами. Ошеломляют тиснением и перфорацией. Дразнят кружевами. Все красиво, всего хочется. И, кажется, незачем уже следовать моде этой зимы, если известна тема следующей, в которой снова много серого, а еще белый, красный и черный в цветных разводах. Плюс металлический блеск, толстые каблуки, по-мужски скроенное пальто, лаконичная тетрадная клетка, геометрия, аскетизм и – парадокс! – в алых розах цыганская юбка. Продолжать вникать в тонкости модных коллекций–2014/15 совершенно бессмысленно. Да и как, если в Нью-Йорке уже показали вещи на следующую зиму? Как угнаться за модой, если она опережает саму себя?

Печаль королевы

lanvin 2Не секрет, что королева Виктория питала страсть к модным нарядам, и весь двор следовал ее примеру. Кружева, рюши, романтические плащи, чрезмерно объемные рукава при невозможно тонкой талии, накидки, боа, медальоны, цветы и ленты. В 1861 году смерть супруга заставила ее величество погрузиться в траур, который продолжался почти сорок лет. Разумеется, королевскому горю внимал каждый придворный. Таким образом, в конце XIX века вся Англия была облачена в черные и серые одежды. Из украшений – черный оникс и черный агат. С трауром каких царственных особ связано присутствие подобных нарядов в коллекциях нынешней да и грядущей зимы – неизвестно, но черный и серый в большом почете. Если вспомнить классическую живопись, то они идеальны для зимнего пейзажа. Упомянутый выше журнал «Новь» в том же 1887 году писал: «В нынешний сезон особенно в моде серые цвета и преимущественно цвет ardoise, напоминающий окраску шифера. К худу или к добру, но нынешний сезон представляет такое богатство и разнообразие материй, какого давно не бывало. Остается только прекрасной половине человеческого рода запастись уменьем, как соединить изящество с дешевизною. Да, дешевизна – первое условие. Этого требует благоразумие…»

MaxMara

Татьяна Невская, дизайнер

– Мой любимый цвет – черный. В моем образе он играет первую скрипку и никогда не надоедает. Но если такое все-таки случается, добавляю к нему ярких пятен. Черную толстовку могу заменить красным свитером или тем, с желтыми головами Барта Симпсона. Другая крайность – разноцветные комплекты, напоминающие светофор. В этих ситуациях черный цвет – противоядие. Впрочем, одна скромная черная вещь способна как приглушить буйство красок, так и усилить его. Известный живописный прием. По сути, черный – даже не цвет, а его полное отсутствие. Черный нужно уметь носить. Можно сочетать в одном образе разные фактуры тканей, как это сделал Jean-Paul Gaultier в коллекции «Осень–зима–2014/15». Дизайнерский дуэт VIKTOR & ROLF тоже не брезгует черным, делая ставку на сложные и безумно интересные конструкции.

Мария Гаркавенко, художник:

– Мое детство прошло в Ленинграде. Папа покупал абонементы на балет, а бабушка шила платья – специальные, для походов в театр. Строгие, шерстяные, из почти шинельной ткани: синее, зеленое, бордо. Они стояли колом и были строго геометричны. Вносить разнообразие в бабушкин минимализм полагалось воротничками. Не могу сказать, что была счастлива носить подобные наряды. Мне, ребенку, больше нравились китайские платьица, но четкие формы и исключительно натуральные ткани бабушкиных платьев сформировали мой вкус. Некоторое время назад у меня появилась коллекция войлочных шапок и шарфов – одинаковых по фактуре, но разных по цвету. Они создают настроение. Мода – не только способ выразить свою индивидуальность, но и прекрасная возможность радовать окружающих.

Анна Дархэм-Эшдаун, эксперт по кружеву:

– Мой гардероб процентов на семьдесят состоит из винтажных вещей. Это не случайно. Интерес к одежде с историей у меня возник давно, а укрепился на фоне изучения старинных кружев. Они были темой научно-исследовательской работы, в которую я ушла с головой. Так увлеклась, что незаметно для себя собрала коллекцию кружевных и вышитых блузок. Ни одна из них не пылится в сундуке, все ношу, сочетаю с современными вещами. И меня нисколько не смущает, что эти кружева уже кто-то носил. Наоборот, вдохновляет! Мое увлечение схоже с археологией или поиском кладов. На блошиных рынках все еще можно найти настоящие сокровища: вещи, сшитые вручную из прекрасных тканей, с пристальным вниманием к каждой детали. Впрочем, в моем гардеробе живут не только романтические блузочки. Я неровно дышу к принтам. Порой встречаются очень странные вещи: смотришь на них и задаешься вопросом: под влиянием чего они были созданы? Сочетаю их со строгой одеждой. Щепотка безумия.

Нина Филюта
Предыдущая статья

"Одноклассники" на льду

Следующая статья

Новый 2015 год глазами Марти Макфлая