АфишаБлоги #NaNevskom

«Роскошь, покой и наслаждение» по-венски

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Венская художница Вероника Тауссиг – с дизайнерским оммажем Анри Матиссу в МСИ «Эрарта». Даже название выставки отсылает к знаменитой ранней картине Матисса, которая в свою очередь отсылает к известному стихотворению Шарля Бодлера.

Объекты, которые представлены в экспозиции, созданы на границе дизайна, скульптуры и contemporary art в соответствии с принципами Матисса о выражении эмоций предельно простыми художественными средствами. Минималистский венский модерн очень красив и на самом деле рождает ощущение релакса, хотя не сразу, а если находиться данной среде сколько-то долго. Проблема состоит в том, Матисс жил и творил в конце XIX – середине XX веков, и эмоции тогда выглядели иначе, чем в первой трети XXI века. А визуальные образы Матисса, его линия, его цвета уже давно стали достоянием дизайна и рекламы. И объекты Вероники Тауссиг как бы не несут в себе радикальной новизны. Они вполне холодноватые эмоционально, отъединенные, самодостаточные, все по нормам XXI века. И хорошо.

Кроме того, в них есть нечто, свойственное только нашему времени, и оно, это нечто, связано с материалами. Художница использует бумагу, дерево, оргстекло, окрашенный алюминий и нержавеющую сталь. И каждый из материалов, за исключением нержавеющей стали, обаятельно косит под другой, создавая интригу и инспирируя сознание зрителей на исследование и ассоциации. Причем материалистические закосы очень искусны и крепко хранят тайну рождения объекта, которую без тактильного контакта, запрещенного в музеях, не раскрыть. Бумага похожа на алюминий, алюминий – на бумагу, дерево – на пластик, оргстекло – на дерево. И только нержавеющая сталь зеркально сияет, оставаясь самой собой. Кстати, на обманках построен и анимационный фильм художницы, который демонстрируется нон-стоп. Черное солнце на фоне серого неба садится за белую черту горизонта аквамаринового моря.

Вероника Тауссиг основную часть своей жизни была домохозяйкой, воспитывала детей. Затем проектировала интерьеры пятизвездочных отелей. А несколько лет назад увидела картины Матисса и решила заняться скульптурой. Обратное развитие творческой биографии, поскольку сейчас ей уже 70 лет. Матисса в двух фундаментальных случаях спасли русские – меценаты Щукин и Морозов и секретарша, модель и соратница Лидия Делекторская. Возможно, и Вероника Тауссиг вдруг овладеет мировой известностью благодаря этой вот петербургской выставке.

Предыдущая статья

«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко», спектакль

Следующая статья

«Любовь, смерть + роботы»