Культура

Подвижные границы мира

Первая в России выставка Шона Скалли, одного из самых дорогих художников-абстракционистов в мире, прошла в Эрмитаже в 2003 году. И вот в Русском музее вновь Шон Скалли, ретроспектива творчества за почти сорок лет. Экспозиция переезжает в Петербург из Москвы, из Мультимедиа Арт Музея, директор которого и куратор выставки Ольга Свиблова (искусствовед, кинорежиссер-документалист, доктор искусствоведения, профессор) делится своими мыслями о природе абстрактной живописи.

– Aбстрактная живопись как направление искусства идентифицирует себя во второй половине XX века, в послевоенный период. Но абстракция была заложена в искусство с древних времен, она всегда была и всегда будет в искусстве. И мне кажется, абстракция вызывает интерес у зрителя – он с любопытством разглядывает наскальные рисунки или древнеегипетские орнаменты.

– Несмотря на визуальную простоту, абстракция – сложная вещь. Она предполагает наличие определенных способностей к отвлеченному мышлению. И в данном контексте совершенно нормально, что вкус массового зрителя отстает от актуальной точки развития искусства. На 70 лет, по масштабным исследованиям ЮНЕСКО в 70-е годы прошлого века, проводимым во многих странах мира. Во втором десятилетии XXI века исторические процессы развиваются с гораздо более высокой скоростью, чем тогда. А поскольку искусство отражает это ускорение, то разрыв сегодня не только не сокращается, но, может быть, даже увеличивается. Однако это не страшно, потому что искусство вообще интересует только определенную часть общества. И, конечно, ленинский лозунг о том, что искусство принадлежит народу, есть обычная политическая спекуляция. Искусство никогда не принадлежало народу. С раннего Возрождения оно принадлежало коллекционерам. Щукина или Морозова, например, довольно трудно отнести к народу.

– Я лет семь-восемь смотрела работы Шона Скалли в репродукциях, что было неправильно. Его работы – огромные холсты или маленькие гуаши и пастели – нужно смотреть очень близко, пока не почувствуешь почти тактильно их фактуру, которая по своей сути есть постоянное мерцание и вибрация. Части его работ с жесткими границами находятся в постоянном движении, и ощущение этого движения почти физическое – перед тобой открываются окна, и тебя в какое-то из этих окон вытягивает, как пылесосом, в космос. А иногда окна перед тобой закрываются, и эти переживания не менее фантастические. То есть смотреть работы Шона Скалли, войти с ними в контакт можно, только переступив границу, сделав какое-то усилие. И когда со мной это все случилось, я поняла, что не могу не показать абстрактную живопись Шона Скалли русской публике, которая в принципе готова к восприятию такого искусства через творчество своего любимца Марка Ротко (знаменитый американский художник русского происхождения, направление – абстрактный экспрессионизм. – Авт.). Но Ротко проще, чем Шон Скалли. Шон Скалли вобрал в себя Ротко и пошел дальше.

– Скалли ничего не изобрел. Я бы назвала его накопителем живописи XX века. Как доктор философских и филологических наук, Шон Скалли прекрасно знает природу формы и природу живописи. Но, создавая свои ментальные конструкции, Скалли не только рефлексирует, он исследует молекулярную структуру живописи. Этим же занимался Родченко (Александр Родченко – один из основоположников конструктивизма, дизайна и рекламы. – Авт.), до того как ушел в фотографию. В живописи у него было три периода: цвет, фактура, линия. Это все можно найти и у Шона Скалли, который никогда не читал дневников Родченко, но при этом понимает, что в искусстве есть только саморазвитие. Поступательное движение искусства всегда базируется на опыте прошлого, делая при этом и шаг вперед. И Шон Скалли тоже делает шаг вперед. Это очень хорошо видно в ретроспективе.

– Мир всегда строился по принципу наличия границ, которые подвержены изменениям. И это сложнейшая модель мироздания. Об этом – работы Шона Скалли. Он не случайно сейчас работает с металлом. Это очень интересно – живопись на металле, она дает понимание открытых и закрытых сфер внутри и снаружи нас, дает понимание размывания границ и создания новых. Это очень современное отражение мироустройства и наглядно демонстрируемое движение живописи во времени. В этом, на мой взгляд, и состоят глубина и сила Шона Скалли. И он требует только одного: минуту тишины и готовность переступить магическую черту.

Шон Скалли – американский художник ирландского происхождения, член Королевской академии художеств, дважды номинант на премию Тернера. Большое влияние на его творчество оказали древнегреческая архитектура, произведения Самюэля Беккета и Джеймса Джойса, а также поездка в Марокко. Продолжая заниматься абстракционизмом, увлекся фигуративным искусством. Одна из самых громких недавних выставок мира – выставка Шона Скалли «Следуй за сердцем» в Пекине.

Марина Гончарова

Предыдущая статья

КОНКУРС! «ЖИЗНЬ БОТОВ В ПЕТЕРБУРГЕ-2100»

Следующая статья

Хиты Азии с рестораном «Шикари»