Персоны

От «Ночного Дозора» до «Черновика»: фантастические киномиры Сергея Лукьяненко

Еще в девяностые Сергей Лукьяненко вошел в когорту лучших писателей-фантастов России. Но в настоящую звезду он вырос лишь в начале XXI века благодаря кинематографу. Городские фэнтези-триллеры «Ночной Дозор» (2004) и «Дневной Дозор» (2005), размашисто снятые Тимуром Бекмамбетовым по его романам (вторая книга, правда, создана в соавторстве с Владимиром Васильевым), стали большими хитами. Так на волне прокатного хайпа Сергей Васильевич превратился в модного автора, широко известного за пределами круга любителей фантастики.

Слишком резвый старт

Успех был налицо, и предполагалось, что киношники начнут массово скупать права на произведения раскрученного литератора. В самом деле, вдохновленные сборами «Дозоров» режиссеры и продюсеры выстроились к автору в очередь. Однако же удачно начавшийся роман писателя с десятой музой вскоре забуксовал. В 2006 году в прокат вышла подростковая фантастическая комедия Олега Компасова «Азирис нуна» по повести «Сегодня, мама!», сочиненной Сергеем на пару с Юлием Буркиным. И с треском провалилась из-за скверного кастинга главных героев и общего низкого качества постановки. После этого мы экранизаций текстов мэтра российской НФ не видели очень долго. Выходящий в свет 25 мая 2018 года «Черновик» Сергея Мокрицкого – первый фильм по книгам Лукьяненко, добравшийся до мультиплексов за последние двенадцать лет. Конечно, неудача ленты «Азирис нуна» сыграла свою роль, и все же объяснить внезапную заморозку обширных планов по превращению сочинений прозаика в блокбастеры сложновато. Сергей Васильевич скупо говорит о таких зависших проектах в интервью, ссылаясь на условия конфиденциальности договоров с киношниками. Тем не менее, известно, что в долгий ящик легла просто уйма отличных задумок.

Потерянные годы

Возглавляет список «недостроев» «Сумеречный Дозор», который Бекмамбетов вроде бы даже подумывал снимать в Голливуде. Потом телевизионщики жаждали делать сериалы по технофэнтези «Не время для драконов» (соавтор Ник Перумов) и спейс-детективу «Геном» – не срослось. Застрял в производственном аду проект Михаила Хлебородова «Глубина» по киберпанковскому циклу «Диптаун». Та же участь постигла адаптацию подростковой НФ «Рыцари Сорока Островов», на которую покушалась западная кинокомпания Run Entertainment. На стадии сценария заглох боевик по космической опере «Лорд с планеты Земля». Наконец, отечественная студия «Анимаккорд» два года безуспешно пыталась поставить мультфильм по повести-сказке «Мальчик и Тьма». В чем причины регулярного срыва этих впечатляющих планов? Судя по всему, амбиции экранизаторов подкосил финансовый кризис 2008 года, техническая сложность проектов и нежелание Лукьяненко упрощать свои сюжеты до уровня самых нетребовательных масс. Тем не менее писатель не теряет надежды, что черная полоса в его отношениях с миром синема закончится. И премьера «Черновика», которая состоится спустя несколько недель после 50-летнего юбилея автора, придаст кинематографическому измерению его карьеры новый импульс.

Перекресток миров

Информация для тех, кто пока не прочел «Черновик» (2005). Это первая часть дилогии «Работа над ошибками» про обычного парня Кирилла, однажды сталкивающегося с тем, что его словно вычеркнули из жизни. Родные, друзья и коллеги его больше не узнают, не остается никаких свидетельств его существования – записей, документов и прочего. Постепенно Кирилл узнает правду: его проблемы связаны с существованием параллельных вселенных… Любопытно, что до того как за съемки фильма взялся Сергей Мокрицкий («Битва за Севастополь»), на основе романа совсем другими людьми планировался сериал. Но только с Мокрицким «Черновик» добрался до стадии продакшена. На главную роль взяли Никиту Волкова («Танцы насмерть», «Эластико»), другие важные роли сыграли Евгений Ткачук, Юлия Пересильд, Ольга Боровская, Северия Янушаускайте, Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин и, представьте себе, Ирина Хакамада. Сам Лукьяненко мелькнет в эпизоде – этот момент даже попал в трейлер картины.

Альтернативная Москва

Писатель утверждает, что экранизация «Черновика» будет ближе к печатному оригиналу, нежели блокбастеры Бекмамбетова к Дозорному циклу. И все же кое-какие расхождения с первоисточником ожидаются. Сергей Васильевич отказывается сообщать детали, дабы не впасть в грех спойлеров, однако отображение параллельных реальностей на экране претерпит заметные изменения по сравнению с тем, как эти миры описывались в книге. Кинематографисты особенно вложились в созданные на компьютере архитектурные, социально-этнографические и климатические особенности разных версий города Москвы, ставшего полноценным действующим лицом ленты. Также в картине появится романтическая линия – очевидно, дабы привлечь в мультиплексы женскую аудиторию. По слухам, специально для фильма была придумана роль Юлии Пересильд. Во всяком случае, в пресс-материалах о ее персонаже многозначительно умалчивается. Лукьяненко, к слову, новации одоб-рил, заявив, что основные идеи его детища сохранены в полном объеме и это для него главное. Понятно, если «Черновик» блеснет в прокате, неизбежен сиквел – «Чистовик». Правда, ждать его премьеры придется минимум до конца 2020 года. Впрочем, не исключено, что за это время выйдут в свет и другие киноадаптации бестселлеров мастера российской фантастики. Так, Александр Войтинский («Черная Молния») намерен снять фильм по его зомби-детективу «КваZи». А Андрей Волгин («Танцы насмерть») планирует экранизировать цикл Лукьяненко «Центрум», в котором также обыгрывается тема параллельных миров.

Александр Чекулаев

Предыдущая статья

Разнообразный Первомай в Санкт-Петербурге

Следующая статья

Какие скелеты скрывает мир искусства?