БудущееКультураПетербург

Книжный маяк Петербурга. Сценарии будущего

Книжный маяк Петербурга осветил сценарии будущего

По модели петербургского «Маяка» возникла целая цепочка фестивалей в разных городах страны и даже в одной деревне

Оказывается, когда вы берете книгу и начинаете ее читать, то уже через шесть минут у вас уровень стресса снижается в два раза. Об этом и о многом другом журнал «На Невском» узнал на VI Всероссийском фестивале «Книжный маяк Петербурга. Музыка смыслов», где литературные знаменитости пытались осмыслить и настоящее и грядущее.

 Текст: Светлана Мазур

Книжный маяк Петербурга. Музыка смыслов

Вадим Левенталь: «От исторических романов авторы вернулись к дню сегодняшнему»

Известный петербургский писатель, редактор и литературный критик Вадим Левенталь на встрече с читателями сообщил, что, по его мнению, за последние 20 лет в русский литературе было три волны. В нулевые годы каждый уважающий себя писатель стремился написать роман о современности (типа утром в газете – вечером в куплете). В десятые годы самые значимые книги были написаны в жанре исторического романа (авторы пытались найти объяснения дню сегодняшнему в разных событиях прошлого). А на рубеже десятых и двадцатых писатели снова вернулись к современности (невозможно отвечать на вопросы сегодняшнего дня, бесконечно погружаясь в прошлое).

Возможно, эта классификация войдет в будущие учебники по истории литературы. Как и некоторые штрихи к портрету современных писателей, которые набросал Вадим Левенталь. Он считает, что есть у нас интересные молодые авторы, которые в лучших петербургских традициях (например в иронично-абсурдистской) пишут увлекательные произведения, исследуя современную жизнь и сущность человека в новую эпоху. Но ему непонятен ничем, на его взгляд, не оправданный успех сочинений, где главная героиня – бессловесная девушка, которую непременно третирует властная пожилая родственница (не путать с «Грозой» Островского!): «Почему именно в наше время и именно у нас этот жанр стал невероятно популярен, это факт, как мне кажется, скорее общественной психологии, чем истории литературы».

Войдет ли в историю и модная сегодня литература травмы – еще один вопрос. Эти сочинения тоже пишутся по одному сценарию: главная героиня получает душевную травму (например, в результате насилия) и переживает ее на протяжении всей книжки. «Впечатление сильное, как будто тебя топором по башке ударили. Но считать ли эти произведения художественной литературой? Возникает подозрение, что эти тексты стоило бы отнести либо к психоаналитику, либо в прокуратуру». Левенталь называет этот жанр «Расскажите папе честно, что вы делали вчера», однако отмечает, что это успешные книги в своей нише: «Мое отношение к ним прохладное, но феномен этот есть, и он любопытен».

Александр Цыпкин: « Мы все рано или поздно уйдем в метавселенные»

Особая популярность трагических историй удивляет и одного из самых успешных наших писателей Александра Цыпкина. В этом он убедился на собственном опыте: во время своих «БеспринцЫпных чтений» предлагал прочесть рассказы по выбору публики, и публика заказывала трагические произведения. Притом что Цыпкин очень остроумный автор и сам признает, что комедийные вещи у него получаются лучше остальных. Но русскому человеку, по его наблюдению, нужно обязательно в какой-то момент порыдать, иначе зря в театр сходил.

Слово «театр» тут, конечно, не случайное: рассказы Цыпкина вот уже лет шесть звучат со сцены. Их читают известные актеры, да и сам автор. Он вообще делает все возможное, чтобы подарить своим рассказам несколько жизней, превращая их в пьесы, короткометражные фильмы, популярный сериал.  Наверняка они найдут достойное место и в метавселенных.

Метавселенные – это такие цифровые пространства, где можно будет проживать любые жизни, какие тебе нравятся. Туда мы все, по прогнозу Цыпкина, рано или поздно уйдем. Хотя бы потому, что  население планеты стремительно растет, а ресурсов на всех уже не хватает: только один миллиард людей живет хорошо, а семь миллиардов – ужасающе. По мнению Цыпкина, метавселенные – самый дешевый способ удержать человечество в его нынешней популяции, ведь ему ничего уже не будет нужно, кроме еды.

Здоровье, правда, тоже не помешает. «Самое дорогое, что будет в жизни, это медицинские технологии. Они разделят общество на тех, кто будет жить долго, и тех, кто недолго», – сказал Цыпкин. И посоветовал всем  беречь здоровье, потому что далеко не все смогут эти крутые технологии приобрести.

Сергей Лукьяненко: «Нашему народу нужна немного фантастическая, великая и даже может быть безумная цель».

Популярный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко считает, что такой целью может стать космос: «Мы должны выбираться с нашего чудесного шарика. Пусть пока и недалеко – серьезно мы можем выбраться сегодня только на Луну». Луна, по его мнению, для всех нас прекрасный вызов.

Сейчас, правда, человек для космоса не очень приспособлен. Однако Сергей Васильевич не сомневается: «Нас неизбежно ждет появление людей, кому искусственно будут приданы те или иные возможности, либо не существующие у людей на данный момент, либо крайне редкие». Ну то есть можно будет корректировать гены еще не родившихся малышей, в том числе и добавлять им необходимые качества, чтобы всерьез осваивать Солнечную систему.

Конечно, иногда лучше космос, чем хаос. Тем более что там проще будет дистанцироваться от западной модели цивилизации, которая нынче совсем уж не в нашей традиции. Короче, нам непременно нужно остаться самими собой и жить по собственным правилам, уверен Сергей Лукьяненко. А он фантаст большой, ему видней.

Афиша театральных и концертных событий Петербурга : по ссылке…

Предыдущая статья

«Северный полюс» съемки фильма

Следующая статья

« Два виртуоза. Два поэта » Концерт 27 марта