Культура

Какие скелеты скрывает мир искусства?

Произведения искусства крадут, они становятся взятками, заложниками политики и просто нечистоплотных художников. Этот мир полон тайн, трагедий и несправедливости. Так было, есть и так будет. Пока кого-то интересует искусство.

ДОМАШНИЕ РАДОСТИ

Как известно, Гитлер мечтал превратить свой родной Линц в культурную столицу Европы и планировал создать там художественный музей в свою честь на основе приобретенных (чаще всего под давлением за бесценок), а большей частью просто конфискованных Третьим рейхом произведений искусства. Коллекцию собирал один из секретных арт-дилеров Геббельса Хильдебранд Гурлитт, который после войны сумел убедить союзников, что все эти произведения искусства – его собственность. О коллекции Гурлитта забыли, пока в 2011 году в мюнхенском доме его сына, затворника Корнелиуса Гурлитта не обнаружили почти полторы тысячи произведений искусства, среди которых работы Пикассо, Матисса, Шагала, Дега, Делакруа, Сезанна, Дюрера… Поднялась волна – жертвы холокоста в этой коллекции ищут свое… А отшельник спустя три года после скандала умер и завещал коллекцию Художественному музею в Берне. Отшельник Корнелиус Гурлиттне пускал на порог своего дома даже близких родных и мечтал только об одном – жить вместе со своими картинами. И ему это удалось.

По странному стечению обстоятельств название родного города Гитлера всплывает в связи с еще одним тайником. Вряд ли соседи добропорядочной фрау-пенсионерки, в свое время работавшей секретарем Новой галереи в Линце, предполагали, что в ее шкафу спрятан рисунок Густава Климта, который почти полвека считался бесследно исчезнувшим. Нет, женщина не украла работу художника, а получила его в подарок за молчание от директора музея, которому служащая указала на ряд нарушений. Выйти на свет «Двум лежащим» Климта удалось лишь после смерти незаконной владелицы…

МАСТЕР ИЛИ УЧЕНИК?

От ошибки никто не застрахован. Сейчас угроза нависла над эрмитажной «Мадонной Литта», она же «Мадонна с младенцем», кисти Леонардо да Винчи. Нет, речь идет не о подделке, а о неверной атрибуции. Британский эксперт, почетный профессор Оксфордского университета Мартин Кемп уверен: картина создана в мастерской Леонардо, и скорее всего, Джованни Больтраффио. Как объясняет Кемп в интервью, посвященном его новой книге «Жизнь с Леонардо», которая должна увидеть свет в начале мая, почти все специалисты считают, что «Мадонна Литта» «основана на эскизе Леонардо… но фактическое исполнение – мастерская… это Больтраффио».

Эрмитаж пока стоит на своем: «Автор “Мадонны с младенцем” – великий Леонардо».

 

ФОНТАН БАРОНЕССЫ

Ладно, в случае с «Мадонной Литта» карты спутала история. Куда грязнее выглядит история с Марселем Дюшаном, который бессовестно стырил идею знаменитого «Фонтана». Представить банальный писсуар как арт-объект придумала экстравагантная Эльза Плёц, баронесса фон Фрейтаг-Лорингховен. Эпатажная дамочка своим писсуаром бросила вызов ненавистному ей американскому Обществу независимых художников (представители которого демонстративно избегали немецкую баронессу). А главное, это был феминистский протест против мужчин, которых хлебом не корми – дай развязать очередную войну. На тот раз Первую мировую… Но что же Дюшан? А он попросту оказался в нужное время в нужном месте. «Одна из моих приятельниц представила фарфоровый писсуар в качестве скульптуры под мужским псевдонимом Ричард Мутт», – писал Марсель своей сестре в апреле 1917 года. Спустя годы Эльза Плёц умерла в забвении, а Дюшан присвоил себе «Фонтан» и стал отцом «концептуализма», которое проповедует: идея произведения важнее любых эстетических критериев. И этических, судя по всему, тоже…

«РЕМБРАНДТ НАВЫНОС»

Но чаще всего, конечно, ПМЖ произведения искусства меняют в результате краж. Самые похищаемые художники – Пикассо, Дали, Миро, Шагал, Уорхол и Рембрандт. Причем Рембрандт попал в Книгу рекордов Гиннесса – его «Портрет Якоба де Гейна III» считается самым похищаемым в мире полотном. Картину размером чуть меньше листа А 4 крали четырежды, за что ее и прозвали «Рембрандт навынос». Что любопытно, ни разу никто не садился на скамью подсудимых за похищение «Якоба» и сама работа возвращалась на стены Далвичской галереи как будто сама собой. После первого исчезновения картина была найдена на скамейке одного английского кладбища, после второго – привязанной к багажнику велосипеда психически не совсем здорового молодого человека («Мне так понравилась картинка, что я захотел нарисовать дома такую же», – убеждал он следователей). В третий раз ее нашли в такси арт-дилера, который сделал круглые глаза: «Боже, картина похищена?! Извините и заберите ее, пожалуйста!» В четвертый раз «Якоба» обнаружили в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в немецком Мюнстере. Стоит ли ждать похищения в пятый раз? Вряд ли, во всяком случае, директор Далвичской галереи утверждает, что система охраны настолько совершенна, что проще унести все здание музея, чем эту картину. Не сказать, что это самая примечательная работа Рембрандта, и излюбленным объектом воров она стала, похоже, из-за своей «карманности» и легкодоступности.

В ТЕНИ ВЕЛИКИХ

К слову, Рембрандт отличался склонностью к переменам стиля, в итоге сегодня по поводу его картин постоянно ведутся споры: его – не его. На одного фальшивого Рембрандта купился и небезызвестный Арманд Хаммер, который грузовиками вывозил вещи из Зимнего дворца в Петрограде. Любопытно, что умелец-фальсификатор Василий Яковлев после революции возглавлял реставрацию картин старых мастеров в московском Музее изобразительных искусств, и, вероятно, некоторые западные музеи могут похвастать «подлинниками» руки Яковлева. Обычно фальсификаторы остаются в тени мастеров, которых они подделывают. Но не Микеланджело, который начал творческий путь с фальшивки – своего «Спящего Амура» 21-летний скульптор подделал под античный оригинал. Но спустя всего 6 лет работа стала ценной уже сама по себе.

Так что с той поры как появился рынок произведений искусства, его заполняют фальшивки. Лидерами как были, так и остаются Пикассо, Ван Гог, Гоген, импрессионисты и русский авангард. На последнем сейчас «погорела» директор Музея изящных искусств в Генте Катрин де Зегер. В конце 2017 года гентский музей выставил 24 произведения, собранные Игорем Топоровским. Все – главных мастеров русского искусства 1910–1920‑х годов, от Василия Кандинского до Лазаря Лисицкого. Многие искусствоведы, кураторы и арт-дилеры усомнились в подлинности работ, и скандал вышел знатный – музейное сообщество Фландрии даже заявило о подрыве своей репутации.

ИСЧЕЗНУВШИЕ ШЕДЕВРЫ

Писсуар против войны – хлесткий образ, который сегодня кажется актуальным как никогда. Разрушение Пальмиры боевиками ИГИЛ – самая настоящая катастрофа. Что-то возможно восстановить, но большинство арт-объектов, за свою многотысячелетнюю историю переживших завоевания римлян, арабов времен халифата, монголов, османов и последние две мировые войны, утрачены навсегда. Кратковременным памятником уничтоженной истории стала недавно установленная в Лондоне, на Трафальгарской площади скульптура человекоподобного быка шеду, стоявшего на страже ворот древнего ассирийского города Ниневии с 700 года до н. э. до злосчастного 2015 года. Американский художник иракского происхождения Майкл Раковиц использовал для создания шеду 9 тысяч банок от финикового сиропа – символа Ирака.

Гибель Пальмиры произошла на наших глазах. Но, по оценкам экспертов, утраченными – чаще всего в огне пламени войн – считаются почти две трети произведений старых мастеров. О них мы знаем лишь благодаря архивным материалам и другим историческим источникам. И хочется надеяться, что придет время, когда цифровые технологии позволят нам увидеть своими глазами утраченные шедевры…

Елена Боброва

Предыдущая статья

От «Ночного Дозора» до «Черновика»: фантастические киномиры Сергея Лукьяненко

Следующая статья

Сохранению подлежит...