Музыкально-ароматический спектакль «Парфюмер»
спектакль «Парфюмер», Андрей Носков в роли гения с феноменальным обонянием и Софья Рождественская во всех женских ролях
Вообще-то спектакль Ирины Афанасьевой по известному роману Патрика Зюскинда «Парфюмер» музыкально-драматический. Но его сценография действительно чудесным образом ароматизирована. В репертуаре театра «ЛДМ. Новая сцена» он появился этой осенью – и сразу произвел фурор. Еще бы! Ведь во время действия зрительный зал наполняется разнообразными ароматами – прекрасного сада, парижских улиц, французского парфюма 18-го века и так далее. Однако не только реальное благоухание поражает публику, но и актер Андрей Носков.
Текст: Светлана Мазур
спектакль «Парфюмер» «ЛДМ. Новая сцена»
Гений и злодей в одном флаконе
Известный петербургский комедийный актер Андрей Носков в роли злодея – это уже любопытно. Но его персонаж к тому же еще и гений с феноменальным обонянием. Потому что Зюскинд не разделяет уверенности Пушкина в том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»: в его романе «Парфюмер» они вполне себе совмещаются в главном герое.
– Ваш герой на глазах у изумленной публики превращается в гениального маньяка-убийцу. Трудно было вживаться в эту роль?
– Конечно, это был вызов. Превращение, условно говоря, из ангела в дьявола и в каком-то смысле схождение с ума могло выглядеть коряво, неестественно. Но при правильной драматургии и фантазии в этой роли проявляется огромный спектр актерских и человеческих красок. И зрители с напряжением и интересом следят за этим процессом.
– Как вам удается удерживать внимание зрителей, несмотря на огромное количество текста, которое вы произносите со сцены?
– Вы знаете, это почему-то многих удивляет. Меня и друзья спрашивают: как ты это всё? А я отвечаю: ну, кто на что учился. По факту это часть моей профессии. Нас учили доносить до зрителя тексты – самые сложные, самые умные – со смыслом, с верной интонацией. И я этим просто владею, вот и всё. Хотя, мне кажется, людей поражает другое: современный театр, как правило, текстами пренебрегает, а тут вдруг оказывается, что зрители помимо актерской игры могут воспринимать и много текста. Кстати, с какими-то кусками я пока еще импровизирую и смотрю: будут реагировать или нет.
– К вашему актерскому обаянию в «Парфюмере» подмешано еще и зрительское обоняние. Влияете на публику парфюмерными чакрами?
– Да, с помощью современных технологий мы засылаем в зал ароматы – еще и этим способом воздействуем на чувства и эмоции зрителей, переносим их во французскую жизнь 18-го века, погружаем в атмосферу парфюмерной мастерской, где мой герой пытается создать идеальный аромат.
– Интересное совпадение: ваш герой познает мир носом – и в вашей фамилии звучит слово «нос».
– Ну, не совсем нос…
– Ну, уменьшительно-ласкательный «носок», как в басне про ворону и лисицу. Перефразируя Крылова, можно воскликнуть: какие запахи, какой Носков! И добавить про вашу партнершу: голубушка как хороша!
– Моя партнерша по спектаклю «Парфюмер» Софья Рождественская действительно прекрасная танцовщица, она замечательно играет во многих мюзиклах театра ЛДМ. Ее пластика красиво и чувственно дополняет и наш спектакль. Мне кажется, у нас получился хороший дуэт: по крайней мере, зрители два часа смотрят на игру двух людей – и не могут оторваться.
Искусство потребовало жертв
И жертвами этого искусства как раз стала хореограф и актриса Софья Рождественская. Это она молча воплощает в танце все женские образы спектакля «Парфюмер» и даже передает душу ароматов. Это в одну из ее героинь безумно влюбляется маньяк. Вернее, в ее прелестный девичий запах.
– У вас нет сострадания к гениальному монстру в исполнении Андрея Носкова? Все-таки он вас страстно полюбил, хоть и по-своему, по-злодейски.
– Вы знаете, я не слишком к нему объективна. Он ведь столько раз меня убивает, что нет у меня к нему никакого сострадания. А вот некоторые постоянные зрители нашего театра признавались, что вначале герой Андрея был им противен, а в конце спектакля они даже плакали, им было жалко его до слез. Но каким бы ужасным ни был этот персонаж, артист Андрей Носков – великолепный партнер на сцене. У нас сложился идеальный закулисный тандем взаимопонимания и любви. Думаю, нам это сильно помогло в работе.
Один из самых ярких комических актеров Петербурга играет маньяка-убийцу
– Вы тоже вызываете у зрителей самые противоречивые чувства.
– Ничего удивительного – у меня же столько персонажей! Как будто бы все, что встречалось на пути этого гения-злодея, надо было как-то изобразить, причем еще и на контрасте: то ужасная мать, то прелестная девочка, то злая женщина из приюта, то аромат Парижа… Надо быстро переключаться. Конечно, это непросто, но очень интересно.
– А что самое сложное для вас в этом спектакле?
– Наверное, переодевание во время действия прямо в зале. Потому что это такой очень смелый интерактив, не всегда зрители его понимают: актриса подошла – что делать? Не всегда могут помочь. А кто-то включается в игру с удовольствием – мужчина как-то туфельку мне застегивал, было приятно.
– Зато все без исключения зрители радостно едят сливы, которыми вы их угощаете.
– Знали бы вы, как мы их намываем специальной холодной водой! Кстати, девушка со сливами у меня пока еще внешне немножко перекликается с другой моей героиней, и я как раз сейчас нахожусь в творческом поиске: мне очень хочется два этих персонажа сделать непохожими. Вот это сейчас главная моя актерская задача.
– Музыка помогает вам в создании образов?
– Она просто идеально легла и на текст Андрея, и на мое видение спектакля. Когда я ее впервые услышала, у меня было ощущение, что я ее знаю давно, что она была со мною вечно.
Музыкально-ароматический спектакль «Парфюмер»
Музыкальные аккорды – в гармонии с нотками парфюма
Мятущуюся душу героя «Парфюмера» и много чего еще отражает музыка, созданная в технике полистилистики. Саундтрек к спектаклю написал композитор Антон Танонов, он же художественный руководитель театра ЛДМ.
– Как худрук вы не боялись, что театральный народ вас не поймет? Ведь зрители вашего театра привыкли к мюзиклам, а в «Парфюмере» никто не поет.
– Всегда страшно делать что-то новое. Но, во-первых, как говорится, победителей не судят. А во-вторых – не жанр определяет успех. Музыкально-драматический спектакль дает композитору огромные возможности. По сути я сделал двухчасовую партитуру – это сродни написанию двух симфоний. И для меня как композитора, который работает не только в мюзикле, но и пишет балеты, оперы, симфонии, камерную музыку, электронную, – это был вызов, и я с удовольствием его принял.
– Полистилистика – один из ваших любимых художественных приемов?
– Собственно говоря, плавное сочетание различных стилей и направлений увязать в единую гармоничную систему впервые удалось Альфреду Гарриевичу Шнитке. И эта техника как раз стала основной при создании музыки к спектаклю «Парфюмер». Получился достаточно интересный сплав. В нем, в частности, много иранской музыки, так как в мире у нас сегодня наблюдается расцвет арабской эстетики и царствует арабский парфюм. Идешь в толпе по Невскому – и прямо девять из десяти ароматов арабские. Это сейчас такой тренд: люкса все уже нанюхались – уходят в нишу, а арабская ниша – очень изысканная, очень интересная.
– А кому пришла в голову идея ароматизировать сценографию спектакля «Парфюмер»?
– Ну, она давно витала в воздухе. В Японии, допустим, в кинотеатрах используют специальные синтезаторы запахов, потому что это дает еще одно измерение, погружение в киноисторию. А спектакль «Парфюмер» весь соткан из ароматов – вопрос был только в том, как эту идею реализовать. И режиссер спектакля Ирина Афанасьева придумала, как это сделать.
– Ваш спектакль «Парфюмер» стал первым ароматизированным российским спектаклем?
– Я ничего подобного в России не встречал. Главная сложность была не в том, чтобы просто запустить в зрительный зал ароматы: нужно было выстроить их в гармоническую прогрессию. То есть последовательность парфюмерных аккордов, которые друг другу не мешают, а звучат очень гармонично и слитно.
– Похоже, парфюмерия вас не на шутку увлекла.
– Так я же парфманьяк.
– Правда? И давно?
– После пандемии. У кого-то от ковида пропадало обоняние, а у меня, наоборот, развилось. Я стал не только получать от парфюма настоящее удовольствие, но и вдохновляюсь определенными ароматами для определенных мелодий.
– То есть аромат может дать толчок к какому-то сочинению?
– Как идея – да. У каждого аромата есть свой аккорд – верхняя нота, нота сердца и базовая нота. И сочетания бывают очень интересные и непредсказуемые. Это по сути гармоническое мышление – такое же, как у композиторов. И поэтому я, сочиняя какое-то произведение, бывает, достаю с полочки определенный аромат – и он мне подсказывает ту или иную гармонию. Или мелодичный ход.
В будущем у каждого спектакля будет свой аромат
В программке спектакля среди его создателей обнаруживается бренд нишевой парфюмерии KS PARFUME. Это он ароматизировал «Парфюмера». О коллективном творчестве компании в театре ЛДМ рассказала ее сооснователь Александра Стрельцова.
– Просто фантастика, что вы сделали с «Парфюмером». Это же какой-то завтрашний день театра.
– Это всё режиссер Ирина Афанасьева, которая смотрит очень далеко вперед. Технологически это всё придумала она. Вообще, театр ЛДМ особенный, у него много технических возможностей, которых в других театрах нет. И когда тут решили ароматизировать «Парфюмера», я думаю, знали, на что шли.
– И как долго происходила эта ароматизация?
– С апреля. Ароматы мы подобрали довольно быстро – сложнее было рассчитать всю эту алхимию: как, сколько и когда их подавать в зрительный зал, какие аксессуары ими покрывать. Но это уже технические секретики, я их не буду выдавать. В результате ароматы не просто так подаются – они вписаны в партитуру спектакля, завязаны на сюжет. Например, когда герой впервые ощущает аромат юной девушки, мы подключаем мягкий, нежный парфюм – он, кстати, стал очень популярным у зрителей. Когда действие происходит в парфюмерной мастерской – запускаем яркий, сочный аромат, который должны были иметь все светские дамы 18-го века.
– Ваши ароматы вкусно пахнут, чего нельзя сказать обо всех локациях спектакля. У вас не было мысли запустить в зал не самые приятные, но жизненные запахи?
– Это когда парфюмер говорит: «Париж смердел»? Нет, зачем же ухудшать атмосферу в зрительном зале. Гораздо важнее дать публике ощутить сущность и мечущуюся душу этого несчастного то ли гения то ли злодея. Для этого понадобились более сложные, насыщенные нишевые ароматы с большой концентрацией масел – они хорошо распространяются по залу и очень стойкие.
Чем пахнет гениальное злодейство, знают зрители спектакля «Парфюмер»
– Все ароматы для спектакля эксклюзивные?
– Да, все шесть ароматов созданы специально для спектакля. Причем у каждого свое название.
– А какой из них самый главный?
– «Маназиль». Он, естественно, унисекс, сложный, таинственный, очень красивый. Нельзя сказать, что сладкий: там нотки и сухофруктов, и виски, и мускатного ореха с нотками черного шоколада – 15 ингредиентов. И мы придумали для него соответствующее значимости название: «Маназиль» – это из арабской идеологии «путь человека». То есть этот парфюм олицетворяет аромат, который герой создал в конце своего пути, венец его творения, аромат, подчиняющий себе абсолютно всех.
– Но ведь и в реальности есть ингредиенты, которые могут привлечь если не все человечество, то хотя бы кого-то?
– Они действительно существуют: это мускус, амбра. Или, например, у нас есть парфюм, основанный на амброксане, молекулы которого не содержат аромата как такового, у него почти натуралистичный, животный запах, но смешиваясь с кожей, он создает удивительное сочетание, и эффект предсказать невозможно. Поклонники этого аромата отмечают, что с этим парфюмом у них связаны истории знакомств, свиданий, удачных собеседований, подписанных контрактов. Вот такая алхимия.
– А ваши ароматы, созданные для «Парфюмера», усиливают впечатления от спектакля. Говорят, в антракте зрители ими активно интересуются.
– Это правда: про наши ароматы из спектакля спрашивают, их приобретают. Я всегда в антракте стою за стойкой в холле театра и отвечаю на вопросы. Мы уже, кстати, заметили, что приходят аромастилисты, парфюмеры, блогеры – интересуются, как мы это делаем. Конечно, без технических подробностей, что можем, то рассказываем.
– У вас нет желания повторить ароматический успех «Парфюмера» где-нибудь еще?
– После премьеры спектакля мне стали предлагать различные коллаборации – например, ароматизировать какое-то дефиле или что-то еще. Но это все равно уже не то, ведь в «Парфюмере» ароматы являются героями спектакля, исполняют определенные роли, а не просто благоухают. Хотя мы ведем разговоры с режиссером о создании парфюма и для других самых знаковых спектаклей театра ЛДМ. Чтобы у каждого был свой аромат.
«ЛДМ. Новая сцена» спектакль Парфюмер
В репертуаре театра «ЛДМ. Новая сцена» спектакль Парфюмер, появился этой осенью – и сразу произвел фурор. Еще бы! Ведь во время действия зрительный зал наполняется разнообразными ароматами – прекрасного сада, парижских улиц, французского парфюма 18-го века и так далее. Однако не только реальное благоухание поражает публику, но и актер Андрей Носков.
Фото предоставлены пресс-службой театра «LDM. Новая сцена»