Город и горожане

Музыка без фальши

С 28 мая по 4 июня с Северной столице развернется настоящий парад победителей международных музыкальных конкурсов. XXII по счету фестиваль «Музыкальный Олимп» вновь соберет в лучших залах Петербурга искушенных меломанов и блистательных молодых артистов. Накануне грандиозного события о целях, особенностях и перспективах проекта рассказала президент фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина.

– «Музыкальный Олимп» – это уже международный бренд.  С учетом ситуации в мире что вы назвали бы приоритетной задачей проектов фонда?

– Накал страстей в мире стремительно нарастает, напряжение усиливается с каждым днем. В этой ситуации главное – не утратить человеческого отношения к миру и друг к другу. Музыка и музыкальное образование – тот уникальный инструмент, с помощью которого можно научить ребенка чувствовать и осознавать собственные эмоции, и что особенно важно, точно их выражать! Именно музыкальное искусство как никакое другое помогает научиться слушать и слышать как себя, так и окружающих нас людей. Музыкальный язык, на мой взгляд, самый полный, самый мощный, он на самом деле является общим и понятным для всех. Увы, сейчас многие государства сокращают расходы на образование, и в первую очередь – на образование гуманитарное. В итоге мы рискуем воспитать равнодушных, не умеющих понимать и контролировать свои чувства людей. А ведь наравне с интеллектом именно способность переживать и выражать эмоции отличает нас от животных.

– В этом году программа фестиваля «Музыкальны Олимп» очень насыщена. Есть ли что-то, чего лично вы в ожидаете особенно?

— Я всегда говорю, что наш фестиваль адресован любознательным людям. Это история для тех, кому интересно не только сегодня, но и завтра. В программе нет звезд вчерашнего дня, все участники – герои дня грядущего! Это наше будущее, мы прогнозируем, приоткрываем завесу, и именно этого я всегда жду с особым трепетом. Невозможно выделить кого-то, ведь каждый участник – это ярчайшая звездочка, победитель одного из тех конкурсов, объективности которых мы бесконечно доверяем.

– В программе «МО» выступят в том числе победители музыкального конкурса «Щелкунчик». Для юных музыкантов участие в конкурсах – это реальная путевка в жизнь?

– Честно говоря, я долго «сопротивлялась» вундеркиндам. Гениальные дети, которых «показывают» зрителю с юных лет – это зачастую дети, лишенные детства. Или просто загубленные судьбы. Поэтому к таким «путевкам в жизнь» я всегда относилась настороженно. Однако «Щелкунчик» доказал, что детский конкурс все же может стать отличной стартовой площадкой для успешной профессиональной карьеры. На сцене этого конкурса, к примеру, состоялось первое выступление Даниила Трифонова (ему было тогда 11 лет), успешные дебюты Харитонова и Лозаковича.

– Артисты на фестивале – коллеги? Или всегда есть негласное соперничество за симпатии зрителя?

– «Музыкальный Олимп» – это не конкурсная площадка, а уникальное пространство для знакомства и установки творческих связей. Ведь тот, кто весной победил на конкурсе в Кливленде, вряд ли где-то еще смог бы пересечься с триумфаторами осеннего конкурса в Женеве. Фестиваль стирает границы и знакомит музыкантов. Нередко после выступления в рамках программы складываются неожиданные дуэты и трио, а дирижеры находят солистов.

Музыкальны Олимп
– Есть ли в музыкальном мире какие-то явные тенденции?

– На сегодняшний день музыкальные позиции продолжает заметно усиливать Азия. Но это не новая тенденция. В Азии музыкальное образование очень яркое, сильное и форсированное. К тому же оно поддержано государством! Вплоть до того что в школы за государственный счет поставляются инструменты. В азиатских странах на рояле играют миллионы людей! Они приняли наследие советского музыкального образования. Я не фанат всей советской системы, но в части музыкального образования опыт в СССР был блестящий. К сожалению, мы этим наследием пренебрегли. Сейчас, по моему мнению, ни одно решение правительства в отношении тех же музыкальных школ не является разумным, поскольку при принятии этих решений не учитывается мнение педагогов и других экспертов.


– Интерес аудитории и СМИ к участникам фестиваля со временем растет?

– Да, и это важно, учитывая, что у нас искушенная публика. Со СМИ наши взгляды на участников зачастую расходятся. Пресса гонится за сенсацией, выдумывает героя и носится с ним. Это печальный тренд. Мы, в свою очередь, против выдвижения хедлайнеров. Участники «Музыкального Олимпа» – не раскрученные звезды, поэтому публика имеет возможность самостоятельно и беспристрастно оценивать артистов.

Фестивалю доверяют именно поэтому. Зритель всегда знает, что его ждет искренняя, неподдельная энергия молодых музыкантов, которые еще не успели научиться себя продавать. Энергия чистого таланта, без фальши. Это дорогого стоит, потому и выступления всегда проходят на ура. На зарубежных концертах фестиваля, куда из 30 участников питерской программы едут самые яркие герои, зал очень часто чествует артистов стоя! Всегда в финале поднимаются «Карнеги-холл», залы Берлина и Цюриха. В октябре будет концерт в Китае, и мы вновь рассчитываем на большой успех.

Предыдущая статья

Джаз в Конюшенном флигеле Юсуповского дворца

Следующая статья

Слушай, Петербург, я тебя люблю и делаю предложение