ИскусствоСобытия

Люди, боги и герои на сцене Александринки

Этого события любители современного балета ждали без малого год. Вечер одноактного балета Solo, представленный продюсерским центром Open Art, должен был пройти в Александринском театре 26 марта 2020-го. Но мы же с вами помним, как в начале прошлого года всему миру стало не до танцев: со своим деструктивным соло выступил ковид. А этой весной, 22 марта, Петербург наконец-то увидел долгожданное представление.

Текст: Галина Сергеева

Продюсерский центр Open Art не новичок в музыкальном мире. Предыдущий проект – «Посвящение Майе Плисецкой» – гастролировал в России и за рубежом более пяти лет. В 2018 году продюсер центра Сергей Величко придумал новый проект, способствующий развитию современной хореографии. Тогда под маркой Dance. Dance. Dance. был представлен вечер одноактных балетов, поставленных на трех премьеров Мариинского театра.

Проект вызвал интерес у публики, и через год на сцене Театра им. Товстоногова состоялась новая премьера: гала-концерт звезд балета, посвященный 130-летию Вацлава Нижинского. А в 2020-м выпустить свежие спектакли помешала пандемия. С тех пор изменились и программа, и состав участников. По мнению художественного руководителя проекта заслуженного артиста России, премьера Мариинского театра Игоря Колба, изменения даже пошли на пользу.

Все на Север, в Петербург

Программу вечера назвали Solo не потому, что в каждом из трех одноактных балетов солировал один танцовщик. Скорее, это философские монологи, поставленные современными хореографами.

Одноактный балет Monaxia («Одиночество» в переводе с греческого) – это размышление о том, что есть бессмертие: дар или испытание. Хореограф Дмитрий Масленников, вдохновившись историями греческих мифов, создал мир, в котором наделенная бессмертием красавица (солистка Большого театра Кристина Кретова) встречает смертных мужчин (Игорь Цвирко, Роман Андрейкин). Каждая любовная связь обречена на прощанье, когда земной срок ее возлюбленных заканчивается.

История «С чистого листа», или No name, поставлена хореографом Александром Челидзе совместно с Игорем Колбом. И только в этой постановке артист на сцене был один, в прямом смысле соло. Это яростный монолог Колба об одиночестве творца, о том, что каждый жизненный период мы начинаем с чистого листа, даже если предыдущий был завершен на вершине славы.

Игорь Колб. И каждый раз всё сначала

Третий спектакль привез столичный театр «Балет Москва». Постановка «Все пути ведут на Север» бельгийского хореографа Карин Понтьес очень подходит к формату «Соло». В одном пространстве находятся семеро мужчин, каждый из которых говорит о своем, о насущном. И это очень современно в глобализированном мире, где каждый говорит только о себе. Вместе с тем постановка, получившая в 2017 году «Золотую маску» как лучший спектакль в современном танце, посвящается артисту и его возможностям, показу накопленного арсенала выразительных средств.

Каблуки вместо пуантов

Как признается Игорь Колб, когда в 2018-м Сергей Величко предложил сделать нечто не очень привычное для классического балетного танцовщика, он некоторое время сомневался. Однако за время служения в Мариинском театре у звезды балета накопилось много невысказанных размышлений, которые не могли быть высказаны иначе, чем языком современной хореографии, и он согласился.

«Выходя на сцену в спектакле классического репертуара, ты обычно представляешь не себя, а своего персонажа, – разъясняет Игорь Колб. – А в проекте «Соло» артисту представилась счастливая возможность показать себя с неожиданной стороны, как бы в другом ракурсе».

В трех одноактных балетных постановках участвовали с десяток танцовщиков-мужчин и всего одна балерина. И в этом есть своя концептуальность, пусть и случайно возникшая. Вечно одинокий образ женщины в окружении множества мужчин.

Solo – это философские монологи солистов знаменитых театров

Кристине Кретовой тоже хотелось выразить себя иначе, чем это предлагает классическая балетная постановка. И ей это удалось в полной мере. Во-первых, зритель увидел балерину на каблуках. Это очень тяжело для танцовщицы, но выглядит грациозно. Во-вторых, у нее появилась возможность показать себя с неожиданной стороны. Она предстала перед публикой и молодой стервой, и умудренной опытом женщиной. Финал и вовсе заставил некоторых зрителей всплакнуть.

Она сама искала балетмейстера (удивительно, но в поисках ей помог Интернет), и выбор пал на Дмитрия Масленникова, известного по участию в телепроекте «Танцы на ТНТ». При встрече Дмитрий выслушал пожелания примадонны, а через неделю пришел с зарисовками сценографии и набросками костюмов. Через два месяца репетиций родился новый одноактный спектакль.

«Мне стало интересно, – комментирует Масленников, – как бессмертный герой мог бы существовать в нынешнем мире с его бесконечным потоком информации. А вывод такой: это скорее не подарок судьбы – жить вечно, переходя из одной эпохи в другую, а испытание пустотой и бесконечными потерями дорогих людей».

Журнал «На Невском» очень рекомендует не пропустить следующий проект продюсерского центра Open Art.

Предыдущая статья

Петербургские ангелы в шарфиках горожан

Следующая статья

Миллениалы нарисовались в Мраморном дворце