Миллениалы нарисовались в Мраморном дворце
В Мраморном дворце, филиале Русского музея, открылась выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». Здесь в одном культурном поле оказались молодые художники – от известного почти всем россиянам Покраса Лампаса до известного почти всем петербуржцам Миши Маркера. Всего 40 участников. По словам кураторов, выставку собирали около четырех лет. И большая часть работ совсем свежие, 2017–2019 годов. Журнал «На Невском» внимательно рассмотрел творения самых выдающихся художников-миллениалов.
Текст: Роман Деренский
Фото: Кир Логинов
Абстрактный зазывала
Надувная скульптура RAZDVA Максима Свищева и Антона Радаева встречает людей на улице у входа в музей. Художники создавали ее по частям, а затем совместили в единый объект абстрактной формы. К нему можно относиться как к своеобразному выплеску творческих энергий, ну или как к зазывале на выставку.
Работы Максима Свищева обнаружились и внутри: смайлики и эмодзи в виде ритуальных масок древних народов выглядят пугающе и забавно одновременно. Но главное – очень актуально, ведь наша связь со смартфоном давно стала напоминать идолопоклонство.
Сакральный Покрас Лампас
Некоторые произведения создавались специально для этой выставки. Например, четырехметровое полотно с очень длинным названием, расписанное Покрасом Лампасом. Эта работа стоит в центре первого зала, словно ковер, восставший с холодного пола Мраморного дворца, или отошедший от его стен гобелен.
Каллиграфия автора и его игра со смешением арабской вязи с древнерусской письменностью рождает невероятные хитросплетения узоров, отдающих чем-то сакральным. Экспонат выполнят функцию самого фотографируемого фона – эдакая промостена выставки от популярного художника.
Компьютер в роли реставратора
Анатомия произведений Петра Дьякова – это слепки рук. В скульптуре Nura он, по сути, запечатлел самого себя. Но это не автопортрет в классическом понимании, скорее фиксация художественного процесса.
А можно ли назвать художественным процессом использование искусственного интеллекта? Этим вопросом задается Егор Крафт. Он делает точные копии античных скульптур со всеми сколами, трещинами и недостающими элементами, а искусственный интеллект воссоздает эти утраты. Печатаются они на 3D-принтере. Иногда компьютер справляется с ролью реставратора, а иногда проваливает ее.
За уличное искусство отвечают несколько известных петербургских художников. Среди них Владимир Абих, который размещал автопортреты с короной на голове на фасадах домов в центре города, и главный оппозиционер в области стрит-арта Миша Маркер, прославившийся своими злободневными граффити.
Энди Уорхол на служебном входе
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» продлится до лета. Кстати, в Мраморном дворце можно найти еще много всего интересного. Экспозиция тут богатая. Этажом ниже, к примеру, вы встретите гениального Пикассо и баснословно дорогого Сая Твомбли. Здесь есть и работы Энди Уорхола, только одна из них почему-то висит в коридоре рядом со служебным входом. Заслуживают внимания и виды на Неву и Петропавловскую крепость, открывающиеся из окон дворца.