Блоги #NaNevskomИскусство

Лиричность и личность

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Ленинградская школа в живописи – понятие вполне условное от самого своего начала почти сто лет назад, в нем нет и не было цельности. Это не школа с отношениями «учитель – ученик», а сообщество очень разных художников, объединенных похожим мировосприятием и методом изображения мира. И в данном контексте демонстрация современного творчества этой условной школы – идея более удачная, чем его исследование. Именно ее и воплотили в МСИ «Эрарта», открыв большую коллективную выставку «Безнадежные живописцы».
Истоки традиции рисования по-ленинградски – в новой французской живописи, новой для того времени, разумеется, для 1920-х годов, в импрессионизме, потом в модерне. Петров-Водкин, Лебедев, Карев, Савинов. Знаменитые имена. Кстати, отмечено влияние и древнерусской живописи. Таким образом, ленинградская школа соединила Восток и Запад, создав так называемый североевропейский модерн.
Экспрессия и поэтизация действительности диктовали эскизную форму изысканной незавершенности, создающую иллюзию динамики. Особая художественная атмосфера Ленинграда воспитывала и формировала тип живописной культуры. Много рисовали не с натуры, по воспоминаниям, по представлениям. Мокрая акварель, простота, быстрое письмо, туманность. Самым подходящим жанром стал городской пейзаж.
Москва к тому времени уже закрыла для себя французскую тему как пройденный и архаичный этап и двигалась вперед, в направлении промышленного дизайна, начисто отрицая эскизность как дилетантизм. Ленинград продолжал сопротивляться официозу, растекаясь на арт-группы, арт-круги, уходя в природу, камерность, книжную графику, оформительство, сценографию. Эскапизм протеста проистекал из пассивной борьбы за свободу отдельной личности в искусстве. Безнадежность проистекала из постоянных попыток сбросить живопись с корабля современности и неистребимой любви к ней, прекрасной и гонимой.
Вот общая характеристика явления, которая неизменна и до сих пор. Живопись по-прежнему пытаются задвинуть куда-то, но она, видимо, не в курсе, и невинно продолжает рождаться в разных мастерских, с детской наивностью веря в себя. Поэтично сказал один из главных безнадежных живописцев Анатолий Заславский: «Цвет – это ключ к пониманию сути предмета. Я осознаю мир, только когда рисую его». Визуализация мира как способ его спасения из небытия. Лирическая реальность.

Предыдущая статья

Антон Духовский. «Искусство убеждения»

Следующая статья

Дышите легко