Рисунки и акварели передвижников
Рисунки и акварели передвижников. Илья Репин. Невский проспект. 1887. Бумага, итальянский и графитный карандаш, растушевка. Из коллекции ГРМ
В Михайловском замке открылась выставка «Рисунки и акварели передвижников»: около ста малоизвестных графических работ известных художников. Эскизы, этюды, путевые и бытовые зарисовки Репина, Левитана, Крамского, Маковского, Шишкина, Саврасова, Куинджи и других мастеров из коллекции Русского музея и частного собрания.
Рисунки и акварели передвижников: новые штрихи к творчеству известных мастеров
Передвижники, как известно, противопоставляли реализм академизму, вдохновлялись повседневными образами и идеей народничества. И были убеждены, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Именно они объединились в первое в истории русского искусства творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Их выставки путешествовали по стране, стремясь приобщить к искусству как можно больше людей.
Александр Беггров. У водопоя на Неве зимой. 1895. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш
Экспозиция в Михайловском замке позволяет по-новому взглянуть на творчество этих художников. При работе над картинами многие из них создавали множество графических эскизов, этюдов, представляющих интерес и с художественной, и с исторической точки зрения. И были рисовальщиками в той же мере, что и живописцами.
Мотивы родной природы
Выставка построена по хронологическому принципу и дает возможность познакомиться со всеми периодами существования Товарищества передвижных художественных выставок. И сразу становится понятно, что уже в 1870-е годы в графике передвижников стали преобладать обыденные, ничем не примечательные виды родной природы. Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Иван Шишкин тщательно прорисовывали свои пейзажи, при этом каждого из них отличала яркая индивидуальность, собственный, хорошо узнаваемый почерк.
Исаак Левитан. «Пасека». Акварель, гуашь, графитный карандаш, papier—pelle. Из коллекции ГРМ
Позже эпическая пейзажная графика художников этого направления, сохраняя реалистические черты, наполнились лиризмом, поэтичностью, выражением авторского чувства. Особенно это ощущается в акварелях Исаака Левитана.
Мастера бытового жанра
Графические техники позволяли быстрее и проще откликаться на жизненные ситуации, волновавшие общество. Тем более что передвижники были мастерами и бытового жанра. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на работу Владимира Маковского «Деловой визит к коллекционеру».
Владимир Маковский. «Деловой визит к коллекционеру». 1876. Акварель, графика, карандаш. Из коллекции ГРМ
В этой акварели тонкие наблюдения над человеческими характерами предстают в юмористической сценке с развернутым сюжетом и яркими образами.
Портретный психологизм
Линия и штрих художников этого направления были подчинены правдивому изображению реальности. В портретных рисунках они стремились показать человека таким, какой он есть, не идеализируя его образ. Типические черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян, но при этом глубокий психологизм отличает такие работы, как, например, «Крестьянин Игнатий Пирогов» Ивана Крамского. Ярким примером графических портретов последнего десятилетия XIX века стали шедевры Ильи Репина.
Илья Репин. «Лев Толстой за работой». 1891. Бумага на картоне, графитный карандаш. Из коллекции ГРМ
Репинский Петербург конца XIX века
Журналу «На Невском» особенно близки знаменитые рисунки Ильи Репина из петербургской серии: «Невский проспект» и «У Доминика». Главную улицу города художник увидел окутанной мглистой морозной дымкой, сквозь которую мы различаем очертания зданий, движение по мостовой, отдельные фигуры в толпе прохожих. А в одном из зданий Невского Репин зарисовал жизнь знаменитого столичного кафе. Знатоки считают, что в этих натурных карандашных композициях Илья Ефимович талантливо претворил достижения импрессионистов, но не масляными красками, а карандашом.
Илья Репин. У Доминика. 1887. Итальянский карандаш, бумага, растушевка. Из коллекции ГРМ
Кстати, на собрании Товарищества в 1892 году, которое запечатлел в своей работе Николай Загорский, Ильи Репина нет: к тому времени он и Виктор Васнецов уже вышли из объединения, не согласные со строгостями, мешающими принимать в него молодых художников. А скоро возникли новые художественные течения, в первую очередь «Мир искусства», и противостояние реализма академизму потеряло актуальность.
«Рисунки и акварели передвижников» в Михайловском замке стали продолжением выставочного цикла, посвященного шедеврам отечественной графики XVIII–XX веков из собрания Русского музея.
Выставка продлится до 8 июля.
Ссылку на изображения предоставила пресс-служба ГРM