Персоны

Красота и актуальность – хорошая компания

Президент международной компании Bang & Olufsen Тью Мантони приехал в Москву для презентации новинки – акустической колонки BeoLab-90. Цифра в названии динамика не случайна, именно 90 лет исполнилось в этом году датской компании, производителю дизайнерской теле- и видеоаппаратуры. С первым лицом B&O мы поговорили о новых технологиях, дизайне и развитии бизнеса.


– Вы только вчера приехали в Москву и сегодня уже собираетесь назад, в Данию. Какие-то срочные дела?

– Действительно, к сожалению, очень много рабочих встреч. В этом году мы запустили новую колонку, которая называется BeoLab-90, она стала одной из основных инноваций для нашей компании. Над этим проектом мы работали три года. Можно сказать, что это Formula-1 в сфере акустической промышленности, это высокотехнологичный продукт «не для всех». Некоторые инновационные находки, которые были сделаны при создании BeoLab-90, мы собираемся использовать в наших последующих продуктах, вот над этим сейчас мы много работаем.

– Какие-то последние тенденции в дизайне учитываются в ваших новых продуктах?

– Дизайн играет большую роль для B&O, наши клиенты очень много тратят на создание интересного интерьера квартиры или дома, а мы со своей стороны делаем все, чтобы наш продукт вписывался в эти дорогие интерьеры, используем самые лучшие материалы, в частности алюминий и дорогое дерево.

Но, наверное, вы обратили внимание, что в последнее время в дизайне мебели используется стиль ретро. А для нас очень важно создавать продукты вне времени. Продукт не должен утратить своей красоты и актуальности и через пять лет, поэтому какие-то тренды мы сознательно игнорируем. К примеру, предыдущая версия BeoLab-90 появилась 25 лет назад, и внешний вид нового динамика во многом повторяет старый, но не совсем. Скажем, в прошлом ножка колонки по форме напоминала рожок для мороженого, а сейчас она тоньше и выглядит, скорее, как каблук женской туфли. Еще одним нововведением является акустическая линза, которая расположена в верхней части динамика. Это наша собственная разработка, она также используется в акустических системах AstonMartin и Audi.

– Вы привлекаете сторонних дизайнеров к работе или работаете только со штатными дизайнерами? Насколько большой у вас дизайнерский отдел?

– Работа в нашем департаменте по дизайну построена несколько иначе, нежели в подобных подразделениях других компаний. У нас задействовано много людей, которые трудятся над созданием концепции и инженерного решения, есть достаточно большая группа промышленных дизайнеров (5–6 человек), которые не являются сотрудниками компании, но работают с нами по контракту. Когда привлеченные дизайнеры заняты в проекте, они работают внутри предприятия и тесно взаимодействуют с нашей командой, а в промежутках между проектами мы позволяем им сотрудничать с другими фирмами, за исключением других аудио- и видеокомпаний. На стороне они могут заниматься дизайном ламп, мебели. Эта группа дизайнеров следит за новинками на дизайнерском и арт-рынке и таким образом черпает вдохновение и идеи для разработки наших продуктов.
Мы не должны стать еще одним производителем электроники, клиенты воспринимают наши продукты как предметы искусства, которые вписываются в часть интерьера. Если бы мы ограничивались работой только со штатными дизайнерами, то не смогли бы создавать такие инновационные вещи.

Вы работаете с дизайнерами из Дании или у вас интернациональная команда?

– В основном это датчане, есть небольшая группа из Германии, до этого они занимались дизайном мебели. Для нас привлечение к работе нового дизайнера – редкий случай. Мы предпочитаем долгосрочные отношения. Новичку требуется около года только на то, чтобы пройти полное погружение в деятельность компании, изучить ее историю, ознакомиться с принципами работы.

– В этом году компания Harman International Industries (производитель информационно-развлекательных систем и аудио, световых и мультимедийных решений) приобрела ваше автомобильное подразделение Bang & Olufsen Automotive. Как вы можете прокомментировать эту сделку?

– Больше десяти лет автомобильный бизнес B&O показывал хорошие результаты. Мы работали с самыми лучшими брендами на рынке – с Mercedes-Benz, AstonMartin, Audi, BMW. Много инвестиций было направлено на развитие акустических систем, в дизайн и становление бренда.

Работа с автомобильной промышленностью довольно сложный бизнес, это направление отличается от нашей основной деятельности – когда мы разрабатываем новые продукты и занимаемся развитием розницы.

Здесь мы должны подстраиваться под автомобильную промышленность, должны поставлять автомобильным компаниям определенные детали, по мере того как им это потребуется в соответствии с конвейером сборки. Я подумал, можем ли мы каким-то образом улучшить наше положение в автомобильной отрасли и при этом снизить операционные издержки, которые у нас есть, и решил соединить наши усилия вместе с усилиями компании Harman из США. И вот сейчас Harman занимается разработкой, производством и поставками, это их сильная сторона. А мы занимаемся исключительно дизайном, акустикой и взаимодействием с брендами. Так мы можем сконцентрироваться на том, что мы делаем лучше всего, в итоге бизнес становится более эффективным.
После продажи нашего автомобильного направления мы сконцентрировались на потребительском сегменте – производим высокотехнологичные колонки и развиваем наше новое молодежное направление B&OPlay. Благодаря последнему у нас есть возможность рассказать о наших продуктах молодежи и привлечь к себе новых потребителей.

– Я обратила внимание на то, что продукты B&OPlay интегрированы с гаджетами Apple. Почему сделан именно такой выбор? Означает ли это, что владельцы Samsung, Sony, HTC, к примеру, имеют меньше возможностей по выбору техники Bang & Olufsen?

– Когда три года назад мы разрабатывали марку B&OPlay, ориентируясь на молодую аудиторию, мы начали работать с Apple, даже некоторые разработки мы осуществляем вместе и продаем продукцию B&OPlay через их розницу. Мы пошли на это партнерство, поскольку наши клиенты очень схожи.
Спустя несколько лет развития, когда бизнес уже дорос до определенного размера, мы решили расширить целевую аудиторию и выпустили колонки с Bluetooth, и теперь они могут взаимодействовать практически с любыми гаджетами. То же касается и наушников, которые работают по технологии Bluetooth, их можно использовать с HTC и другими смартфонами, сейчас ограничений нет.

– Технологии в последнее время очень быстро развиваются. Как часто приходится производить технологические обновления ваших продуктов?

– Если говорить о колонках, то клиенты используют их долгое время, многие годы. Это такой классический внезвременный дизайн. Даже если вы покупаете продукт через пять лет после его выпуска на рынок, он все равно остается актуальным. С телевизорами цикл короче. Но мы стараемся не перегружать наши телевизоры никакими лишними функциями, которыми клиенты, скорее всего, пользоваться не будут. Сначала мы смотрим на то, как клиент воспринял новую технологию, и только потом решаем, будем ли использовать ее в своих новинках. Случается, что возникает какая-то новая технология, которую все воспринимают с энтузиазмом, а спустя время оказывается, что никакой реальной пользы она для клиента не имеет. Яркий пример этого на телевизионном рынке – технология 3D и выпуклые экраны. Появление этих опций сопровождалось большой шумихой, но уже сейчас очевидно, что клиент особой ценности для себя в них не видит. Мы стараемся предлагать потребителям только те технологии, которые будут действительно полезны, и в течение долгого времени.

– Каким был прошлый финансовый год для вас, насколько он был сложным?

– Наша компания не очень большая (оборот продаж за 2014/15 год $ 400 млн. – Прим. ред.), и за последние 20–25 лет у нас было много финансовых взлетов и падений. В предыдущие два года предприятие находилось в состоянии выхода из финансового кризиса. Для нас большим преимуществом стала позиция наших акционеров, которые смотрят на перспективу и позволяют нам разрабатывать новые продукты, двигаться вперед. С точки зрения инноваций сейчас мы находимся в наиболее благоприятном положении. А с продажей нашего автомобильного направления мы сумели поправить и финансовое состояние, сейчас оно стабильное. Сегодня у нас нет долгов и достаточно средств внутри компании. Мы не хотим зависеть от банков, нам нужны финансовая свобода и самостоятельность. Помимо прочего, акционеры приняли решение направить дивиденды от прибыли за прошлый год на развитие Bang & Olufsen на международном рынке.

– Каковы планы по развитию компании Bang & Olufsen в России?

– Мы пришли на российский рынок 16 лет назад, считая его для себя очень перспективным, и российские потребители хорошо приняли нашу продукцию. В последние несколько лет экономика переживает трудности, но мы видим в этом определенные возможности для бизнеса. Когда некоторые бренды решают уйти, свернуть часть своих операций на рынке, мы получаем шанс продвинуться вперед. Мне кажется, что в России по-прежнему есть люди, которые готовы побаловать себя и приобрести продукцию B&O.

– В этом году Bang & Olufsen исполняется 90 лет. У вашей компании интересная история, ее основали два приятеля – Питер Бэнг и Свен Олафсен. Сохранились ли в бизнесе какие-то традиции от основателей?

– Основной принцип нашей компании – совмещение дизайна и инженерных решений – как раз и был заложен двумя нашими основателями. Мы по-прежнему так и работаем, совмещаем инженерные решения и дизайн. В Дании сохранилась ферма, на которой в 1925 году Питер Бэнг и Свен Олафсен основали компанию, она находится недалеко от нашей штаб-квартиры. На ферме по-прежнему живет женщина, которую зовут Сюзанна Олафсен, она продолжает линию Олафсенов. В первый день своей работы я отправился к Сюзанне, познакомился с ней, и мы вместе пообедали. Это было важной частью моего вхождения в должность – я смог посидеть на кухне той фермы, где Питер Бэнг и Свен Олафсен создали свой первый продукт. Сюзанна испекла для меня пудинг, и мы с ней замечательно поговорили о том, как компания была основана. Когда наши партнеры приезжают в Данию, у меня есть возможность познакомить их с Сюзанной и рассказать им историю предприятия, это очень важно.

– А кому сейчас принадлежит Bang & Olufsen?

– Компания представлена на бирже в Копенгагене, значительная ее доля принадлежит крупным пенсионным фондам. Но семья, которая находится в родственных связях с основателями Bang & Olufsen, также представлена в числе собственников.

Предыдущая статья

С Etihad Airways на тренировку Manchester City

Следующая статья

Старый Петербург: Столица империи