Персоны

История одного скромного человека

19 августа автору знаменитых пьес «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» Александру Вампилову исполнилось бы 80 лет. Снять художественное кино об иркутском драматурге взялась петербургская студия документальных фильмов «Лендок». «Облепиховое лето» – так называется проект, в главной роли – Андрей Мерзликин.

Биография драматурга Вампилова не пестрит событиями. Учеба, первые публикации в районной многотиражке, затем рассказы и пьесы. Женитьба, рождение дочери. Безуспешные попытки прорваться на столичную сцену, период отчаяния, который приходит на смену юношеским мечтам. Он писал о «маленьких людях» из провинции, называя ее предместьем, не искал хлестких сюжетов, о нем не говорили западные радиостанции. И тем не менее именно он со своим поэтическим и одновременно ироничным взглядом на мир стал голосом поколения, а в конечном счете и классиком.

Прямо на съемочной площадке Андрей Мерзликин рассказал нам о знаменитом драматурге и его времени.

– То, что мне дали возможность воплотить на экране Александра Вампилова, я воспринимаю как огромный аванс. Для меня это просто перпендикулярная картина к тому, что я играл прежде. И, признаюсь, это непросто – после всех военных и милиционеров, людей с сильными профессиями и характерами, обратиться к образу художника, творца. Но мне это очень близко. И потом в нашем деле чрезвычайно важно быть смелым. Как сказал Василий Шукшин: «Я смел, и я прав». Поэтому я предпочел не рефлексировать, соответствую ли я Вампилову внешне, а просто смело взяться за роль.

– Вампилов для меня – фигура. Как и для каждого, чья жизнь связана с театром. Правильно сказал один человек: «Вампилов – это Гагарин в советской драматургии, он один из первых вынес на сцену правду нашей жизни, но при этом показывая ее не как чернуху, а, напротив, находя и в быте свою поэзию».

– Это был потрясающе красивый – и внешне и внутренне – человек. Про таких красивых людей и надо сейчас снимать кино. Важно вернуться к их системе координат, в которой «честь», «достоинство», «правда», «совесть» не были только словами из протоколов и лозунгов. Метафизика общества меняется от рефлекторных качеств художника, который в нем живет и пытается отображать то, что видит. Может быть, от существования таких людей изменится интонация общества. Я в это верю.

– Студентом я играл в «Утиной охоте», но, конечно, тогда не был знаком с личной историей автора пьесы, с историей его семьи. Зато сейчас, готовясь к роли Вампилова, я многое узнал о его детстве, воспитании, о его отце, который погиб во время сталинских репрессий. О Байкале. О стране, в которой он жил.

– Нам сейчас сложно понять некоторые вещи из прошлого. Представьте, вам кто-то сообщает: «Я родился в райцентре Кутулик». И что? Нам это ни о чем не говорит. А вы только вдумайтесь: несколько десятилетий назад человеку родом из Кутулика переехать в Иркутск, Красноярск – это было как отправиться из Москвы в Нью-Йорк сегодня. А уж из Иркутска в Москву слетать – все равно что в космос.

– У нас вообще очень много заблуждений по поводу страны, в которой мы жили раньше. В головах – образ абсолютно дремучего леса. Даже я, признаюсь, думал: семидесятые годы – это же так давно! И вдруг однажды осознал: а «Бриллиантовую руку» ведь сняли в 1968 году – и ничего там дремучего нет. А когда смотришь московскую хронику того времени, поневоле ловишь себя на мысли: по большому счету, та Москва, которую мы любим, сильно не изменилась. И это не парадокс, это правда.

– Так что фильм «Облепиховое лето» – это возможность если не вернуться в прошлое, то хотя бы заглянуть в него, погрузиться в мир автора знаменитых пьес, о котором на самом-то деле мы ничего и не знали. Ему была отпущена короткая жизнь (Вампилов погиб в водах Байкала за два дня до своего 35-летия. – Прим. ред.), его наследие могло быть куда больше. Но даже того, что Вампилов успел написать, достаточно, чтобы о нем говорили как о фигуре номер один в драматургии. На его пьесах выросло не одно поколение. И слава богу, что есть люди, которые решили отдать ему дань…

P. S. Авторы «Облепихового лета» – сценарист Ольга Погодина-Кузмина, известная по фильмам «Две женщины», «Герой» с Дмитрием Биланом, и режиссер московского театра «Практика» Виктор Алферов.

Елена Боброва

Предыдущая статья

Лос-Анджелес слезам не верит

Следующая статья

«Русское фэнтези. Сказки Пушкина», мультимедийный арт-проект

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*