Новости

Гений гравюры Дюрер

Гравюры Дюрера.  В Эрмитаже открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». О творчестве выдающегося немецкого художника начала эпохи Возрождения рассказывают более 400 работ: подлинные рисунки Дюрера, эскизы церковных витражей, наброски к живописному алтарю, многочисленные гравюры, портреты.  Журнал «На Невском» уже там побывал.

 

Текст и фото: Наталья Шкуренок

Гравюры Дюрера в Эрмитаже.

Имя Альбрехта Дюрера у большинства любителей и знатоков изобразительного искусства, конечно же, ассоциируется с его знаменитыми черно-белыми гравюрами. Они стали настоящими мировыми «блокбастерами» – их копируют, цитируют, приводят в учебниках по истории искусств как образцы графического мастерства. До сих пор искусствоведы так и не открыли эту удивительную тайну – как Дюреру удалось своей графикой передать яркость мира, его философскую глубину и бесконечность. И если в живописи у Дюрера были художники-соперники, то в области гравюры в Европе ему не было равных. «Ему достаточно лишь двух красок, чтобы передать все великолепие видимого мира», – сказал выдающийся нидерландский философ Эразм Роттердамский, знакомый с творчеством Дюрера и с ним самим

 

Оттиск с вечных ценностей

Отец будущего художника был ювелиром и мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. Но маленький Альбрехт с раннего детства проявил талант к рисованию, и отец отдал его на обучение к одному из художников Нюрнберга. После этой школы молодой Дюрер отправился в путешествие по Европе, продолжая учиться у живших тогда мастеров и зарабатывая себе славу замечательного рисовальщика и художника. В родной Нюрнберг он вернулся уже известным мастером.

 

Ему заказывали портреты состоятельные люди, но почему-то именно гравюры увлекли Альбрехта Дюрера. Ответ простой: они приносили доход. «Сейчас я займусь гравюрами, – сообщает Дюрер в письме купцу Якобу Геллеру. – Если бы я сделал это раньше, сейчас был бы богаче на тысячу флоринов!»

Гений гравюры Дюрер

«Святое семейство со стрекозой»

 

Над одной картиной мастер мог работать месяцами, а то и годами, но сумма гонорара, о которой он договорился с заказчиком, оставалась неизменной. А с одной гравировальной доски можно было быстро получить десятки оттисков. К тому же картина или живописный портрет существуют в одном экземпляре, увидеть их может разве что заказчик и его друзья. Гравюра же, цена которой была доступна даже беднякам, приносила мастеру всенародное признание.

Гений гравюры Дюрер

Фрагмент «Святого семейства со стрекозой»

 Слава Дюрера-гравировальщика очень быстро разлетелась по всей Европе и принесла ему финансовую независимость. Ему подражали при жизни, у него учились, его копировали. И нередко это были очень искусные подделки, которые тоже пользовались популярностью у покупателей и попадали в музейные коллекции. Кстати, организаторы выставки в Эрмитаже мудро отделили копии от оригиналов, отпечатанных в мастерской Дюрера: подлинные работы расположены на белых паспарту, а копии – на цветных.

Мир в черно-белом цвете

В выставке приняли участие Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Российская национальная библиотека и Ярославский художественный музей. Экспозиция условно разделена на 12 частей и рассказывает не только обо всех этапах творческой жизни Дюрера, но и об отдельных сериях его работ.

Центральная композиция Николаевского зала

 

В самом центре Николаевского зала представлена, пожалуй,  самая знаменитая серия гравюр мастера – «Апокалипсис». Он создал ее на рубеже XV и XVI веков и попал, что называется, в десятку. Близился конец века, европейцы пребывали в ожидании конца света, а засуха, голод и болезни только увеличивали страх и тревожные настроения.  Дюрер был человеком глубоко религиозным и понял, что именно он должен сейчас изображать: «Страшный суд», «Четыре всадника Апокалипсиса», «Звезда Полынь», «Архангел, бьющийся с драконом». Всего 16 рисунков небольшого формата с библейскими стихами на обороте – эти гравюры на дереве, вырезанные лучшими резчиками, стали настоящим хитом продаж. Торговцы везли за границу Германии листы с «Апокалипсисом» Альбрехта Дюрера как самый ходовой товар.

Самый популярный носорог

Но даже в самых фантастических или мистических сюжетах Альбрехт Дюрер оставался верен своей эпохе и реалиям окружающего мира. По его работам можно изучать, как в то время одевались европейцы, как выглядели их дома, как они проводили свободное время.

Гравюры Дюрер в Эрмитаже

«Носорог»

 

Дюрер не только изображал реальную жизнь вокруг себя, он отзывался и на необычные события в Европе. Весной 1515 года в Лиссабон из Гоа привезли носорога – в подарок португальскому королю Мануэлу I. Новость разлетелась по всей Европе – живого носорога здесь не видели почти тысячу лет, многие считали, что такого животного не существует, что это фантастический персонаж. Дюрер тоже никогда не видел живого носорога, он нарисовал его по описанию, а потом сделал гравюру – и в то время она стала одной из самых популярных и продаваемых. Эта картинка – не точное изображение животного, но она произвела такое сильное впечатление, что и спустя века даже в научной литературе носорога изображали именно так, как это сделал Дюрер.

Гравюры Дюрера в Эрмитаже уже сейчас.

Значимые новости и события Петербурга по ссылке…

Предыдущая статья

Медный всадник будет как новенький

Следующая статья

Олег Погудин, король романсов в Октябрьском.