КультураНовостиСобытия

Фестиваль кино «Алафейская гора» Тобольск.

Фестиваль кино «Алафейская гора». Как «Алафейская гора» к зрителям пришла

Текст: Ольга Машкова

В Тобольске впервые прошел российский фестиваль современного и актуального кино. Новорожденный смотр назвали «Алафейская гора», в честь возвышенности, на которой стоит Тобольск.  Журнал «На Невском» на фестивале побывал и понял вот что. Во-первых, наше кино там любят. Во-вторых, между 435-летним Тобольском и 319-летним Петербургом много общего.

Фестиваль кино «Алафейская гора»

Два кинематографичных города

Оба города в свое время уступили столичный статус: Петербург, как известно, Белокаменной, Тобольск «звание «столицы Сибири» -Тюмени. Оба города помнят декабристов. Оба владели печальной памяти казематами – про Петропавловскую крепость и напоминать не надо, а в Тюремном замке сибирской столицы сидел Федор Михайлович Достоевский. И, наконец, оба города называют Венецией: Тобольск – «сибирской», ну а Петербург – «северной». Есть и еще одна связь – кино. Тоболяки пристрастились к модному развлечению в самом начале 20 века, как и петербуржцы.

Именно в Тобольске Алексей Балабанов, екатеринбуржец, прикипевший навсегда к Питеру, снимал фильм «Война». И вот только что, в начале марта питерская кинокомпания Сергея Сельянова «СТВ» ловила волшебную щуку. Абалакский туристический центр превратился в локацию сказки «По щучьему велению». Тобольск всегда манил кинематографистов.

Так что кинофестиваль просто обязан был прийти на тобольскую землю. Он и пришел.

Алафейская гора

Внимание, камера!

В течение нескольких дней тоболяки смотрели конкурсные фильмы – 9 полнометражных и 17 короткометражек. А гости тем временем знакомились с достопримечательностями города. Посетили мастерскую знаменитых косторезов и декорации исторического блокбастера «Тобол», где честь поднять российский флаг досталась … актеру и певцу Дмитрию Ермаку. Ну а кому еще, как не однофамильцу покорителя Сибири, да еще аккурат под Чувашским мысом, где разыгралась историческая битва того, древнего Ермака с ханом Кучумом?

Актриса и певица Оксана Сташенко осталась под впечатлением от старосибирской кухни по-домашнему в «Поварне», расположенной в Гостином дворе прямо на территории Тобольского Кремля: «Какая там уха с рыбными пельмешками! А таежные грибы! А ромовая баба, приготовленная по рецепту XVII века!» Продюсер и режиссер-дебютант Никита Владимиров нашел другое отличное место – баню. «Никто не ругается матом, все степенно, сдержанно, никакого алкоголя, — делился впечатлениями внук Алисы Бруновны Фрейндлих, – и что важно – половина из них парились пихтовыми вениками. Причем так, по серьезному, не щадя. Что ни говоря, а сибиряки народ крепкий».

 

Внук Алисы Фрейндлих ухватил перо жар-птицы

Кстати, Никита Владимиров покинул Тобольск не с пустыми руками, а с призами. Это два пера Жар-птицы, выточенные местными мастерами-камнерезами. Одно – за сценарий острохарактерной комедии про эксцентричных бабок, открывших у себя дома бордель. В «Бабках» Владимиров с тонкой иронией коснулся печальной темы старения и одиночества.  И если бы на «Алафейской горе» был приз зрительских симпатий, он бы точно ушел Владимирову и безусловно – 82-летней Ольге Волковой, которая в этой картине проявляет всю мощь своей эксцентрики.

 

Каждый – о наболевшем

Жюри полного метра во главе с актером Андреем Руденским единодушно проголосовало за 24-летнюю Евгению Виноградову, убедительно сыгравшую в «Межсезонье» подростка, сбежавшего с бойфрендом из дома. Подростковый бунт в картине Александра Ханта (лет 5 назад снявшему нашумевший роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов») превращается в насилие над окружающим миром.

«Лучшим режиссером» признали Валентина Макарова за спортивную мелодраму «Джулур: мас-рестлинг». Главный герой Джулур (актер Гаврила Меняров) теряет родной дом, отобранный коллекторами, и младшую сестру, запертую в детдоме. Единственный выход из тупика – стать чемпионом в национальном виде спорта, якутском рестлинге.

Свой вклад в раздачу костяных перьев Жар-птицы кинопресса внесла, отметив с формулировкой «За умение виртуозно ходить по краю, не падая, а взлетая» трагифарс Антона Бильжо «Лебединое озеро» о подавлении властью свободы художника. Что называется, каждый о своем, о наболевшем, об актуальном.

 

Фитиль на новый лад

Актуальными оказались и 17 конкурсных короткометражек. Сатира на общество потребления, когда обладание «мерседесом» становится главным «украшением» женщины («Машина»), желание во что бы то ни стало попасть на ТВ («Пой»), журналистский абьюз «объекта» репортажа («Изнанка»), мироустройство по принципу «деньги – все, дружба – ничто» («Блеф»)… Как заметила программный директор фестиваля Александра Жукова:

«Главное – мы опровергаем восприятие российского кино как историю о чём-то беспросветном, включив в программу фестиваля разные жанры – комедии, драмы и мелодрамы».

Фестивальная вишенка на торте

«Вишенкой на торте» в конкурсе короткого метра стала получившая приз за лучшую режиссуру 16-минутная картина «Высшие уровни» Алексея Сапрыкина и Екатерины Герм-Уваровой — о переговорах глав двух ядерных держав, где спасение мира порой зависит от… переводчиков-синхронистов. Лучшим же в коротком метре был признан дебют Данила Иванова «Холодно» — ироничная роуд-муви про двух полицейских, ведущих по бескрайней зимней дороге труп замерзшего рыбака. По словам продюсера картины Никиты Владимирова (увезшего из Тобольска и этот, второй приз), смысл фильма: «Очень хочется быть хорошим, но в России очень холодно». Но мы же привыкли. И все же финал картины жизнеутверждающий, ведь как завещал нам селекционер Иван Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача».

Другие актуальные новости культуры: по ссылке…

Предыдущая статья

Вредные советы 2 апреля в ДК Ленсовета

Следующая статья

«Ловушка для мужа» 7 апреля ДК Ленсовета