Город моей мечты - Петербург 2100КультураСобытия

Нет лишнего билетика на Zoom?

Вы еще помните, как это было – собраться и пойти в театр? Купить билет, выбрать наряд и весь день предвкушать. С весны все кардинально изменилось. Чтобы пойти в театр, достаточно зайти на интернет-платформу, кликнуть мышкой и передвигать иконки, управляя судьбами героев.

Текст: Алена Ходыкова, Александра Зазнобина

Когда-нибудь студенты театральных вузов откроют свои учебники и найдут в них такую главу

«Театральные опыты, созданные в режиме самоизоляции»

Или такую

«Интернет-спектакли для онлайн-формата»

Но ведь было же! Перформансы в Zoom’е, спектакли по телефону, визуальные новеллы. Карантин по полной испытал актеров и режиссеров на изобретательность, а зрителей – на сообразительность. Быстрее всех к новым условиям жизни и творчества адаптировалась команда фестиваля «Точка доступа».

Без зала и сцены

Отбросьте все стереотипы! Мол, актер обязательно должен играть роль, а зритель сидеть на бархатном сиденье в зале и активно сопереживать. Или скучать (тут уж как повезет). Спектакль Энта Хэмптона и Тима Этчелса «Not to scale» на фестивале цифрового театра «Точка доступа» прошел без зала и сцены.  И даже без буфета. Все, что понадобилось: стопка бумаги, карандаши, ластики, а в наушниках – голос актрисы. Двум зрителям в одной комнате этот голос дает простые, но временами абсолютно разные указания. Одному – нарисовать человечка, другому – его стереть. Одному – нарисовать дом, другому – его поджечь. Роли создателя и разрушителя. И ведь в образ потихоньку вживаешься.

без сцены 

Страсти на бумаге

На листе бумаги бушуют настоящие страсти: история о ребенке, сгоревшем доме, киллере, блуждающих в лесу людях… Действо поглощает настолько сильно, что кажется, в этом процессе участвует уже все тело. Рука лишь управляет ластиком и карандашом.

на бумаге театр

Участниками спектакля командует не один голос, эмоции подогревает звуковой фон: шум ветра и пение птиц, лай собаки, крик, треск пожара. Загромыхала металлическая музыка – и рука сама по себе выводит оборванные линии.  Зазвучал джаз – и карандаш плавно кругами заскользил по поверхности. Не думайте, что участники вольны в своих решениях, свободного выбора нет. Если отказаться рисовать пулю, которая пронзит противника, сюжет развалится. Против воли цифрового режиссера не пойдешь. Почти как в настоящем театре.

Что осталось после спектакля: стопка исписанных каракуль, переживание за судьбы своих нарисованных человечков и необычные эмоции. Все-таки театр – великое искусство, даже если он цифровой.

Предыдущая статья

День рождения Литературного клуба

Следующая статья

Поэтическое послевкусие