Новости

Тайная комната: история янтарного шедевра

Кусочек за кусочком, до мельчайшего завитка они «оживляли» историю. Вглядывались в почерк мастеров, творивших за два столетия до них. В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка, посвященная  работе специалистов Царскосельской янтарной мастерской. О закулисье уникального искусства реставраторов – в материале журнала «На Невском».

Текст: Мария Тарадейко

От короля – императору

янтарная комната

Янтарная комната не задумывалась как подарок. Изначально прусский король Фридрих I повелел создать интерьер из природного камня для своего дворца. В 1716 году российский император Петр Великий находился с визитом в Пруссии, и его поразила работа заморских мастеров. Сын Фридриха, Вильгельм I широким жестом подарил гостю всю янтарную отделку. Впрочем, получив взамен роту бравых русских гренадеров.

Прибывшие год спустя панели долго хранились в покоях Летнего дворца. Уже после смерти Петра I его дочь Елизавета распорядилась перенести части Янтарной комнаты в Екатерининский дворец. Работами в Царском Селе руководил обер-архитектор Варфоломей Растрелли. В отделке кабинета появились зеркала, мозаичные панно, золоченая резьба. Природная яркость янтаря дополнилась сдержанной роскошью агата и яшмы.

янтарь

Великая отечественная война обернулась трагедией для многих памятников архитектуры. Екатерининский дворец также не избежал этой судьбы. Из оккупированного Царского села нацисты вывезли огромное количество ценностей. Увы, Янтарная комната была в их числе. На демонтаж уникальных элементов интерьера хватило всего полутора суток.

Как известно, после войны отыскать следы шедевра так и не удалось. И в 1979-м Совет Министров РСФСР распорядился восстановить убранство кабинета. Годы труда, миллионы долларов, тонны отборного янтаря из окрестностей Калининграда – и Янтарная комната вновь засияла золотом для посетителей. Работы удалось закончить к 300-летию Петербурга.

«Тайны дворцовых интерьеров. Секреты реставрации»

художественной обработки и колорирования янтаря

Название выставки намекает, что труд реставраторов был сродни решению задачи с множеством неизвестных. Словно детективы  они дотошно изучали приемы коллег из прошлого. Кропотливо подбиралась техника обработки камня. Экспертизу мастик проводили настоящие криминалисты. В результате проведенной работы появились собственные методики и приемы декорирования. Мастерская стала одним из крупнейших научно-реставрационных центров не только в России, но и в Европе.

«Из образцов у специалистов было всего ничего: 100 довоенных черно-белых фотографий, один цветной слайд да осыпь сохранившегося янтарного декора». — Поделился с корреспондентом журнала «На Невском» Директор Царскосельской мастерской Борис Игдалов.

Повторить неповторимое

Янтарная комната. Убранство

Важнейшим элементом убранства Янтарной комнаты были полихромные мозаики из натуральных камней. Но мастерам не хватало сведений об их цветовом решении и самоцветном составе. Специалисты изучали довоенные описания и картины Дж. П. Паннини. Кроме того, они прибегли к помощи коллег из музея флорентийской мануфактуры. В конечном счете удалось создать цветовые эталоны. Самоцветы для мозаик собирали на территории бывших советских республик. Когда работу завершили, в Германии нашлось оригинальное панно «Обоняние и осязание». Оказалось, что шедевр российских мастеров был практически неотличим от подлинника.

Хранители секретов

Едва ли не каждый экспонат выставки несет в себе какую-то загадку. Это может быть технологический или стилистический секрет. Главный архитектор мастерской Ирина Яроцкая рассказала журналу «На Невском» об одном из предметов экспозиции – чаше для причащения.

«Чтобы изготовить изображения на рельефных медальонах чаши, мы обратились к искусствоведам-историкам. Они подсказали, какие евангельские сюжеты могли быть изображены здесь», — поделилась специалист.

Другой пример – янтарный штоф. При его создании применялась уникальная бескаркасная техника. Для крепления деталей был разработан особый восковой состав.

янтарный штоф

Примечательна и история создания флорентийской мозаики из янтаря. Ее автором стал художник Константин Иванов, главный специалист Царскосельской мастерской. Ранее такие картины делали из самоцветных камней. Иванов придумал свой, авторский способ колорировать янтарь, поэтому его мозаика ничуть не уступает оригиналам по исполнению. Именно в этой технике были изготовлены портреты Петра I и Екатерины II.

Работа кипит, искусство живет

Реставрационные работы в Екатерининском дворце продолжаются. В планах специалистов воссоздание личных покоев Екатерины II – Лионского зала и Агатовых комнат. Кроме того, запланирован ряд работ в церкви Воскресения Христова.

янтарная мастерская

Безусловно, задача мастеров состоит не только в изготовлении или восстановлении предметов искусства. Специалист должен обладать незаурядными аналитическими способностями, ведь ему требуется изучить работу далеких предшественников. К счастью, в Петербурге таких реставраторов достаточно. Над воссозданием интерьеров Зубовского флигеля трудились около сотни резчиков по дереву, камнерезов, декораторов. Фасад церкви Воскресения Христова восстанавливали 180 позолотчиков.

И все эти мастера продолжают свою гениальную работу, давая новую жизнь великим шедеврам. Разгадывают, изобретают, собирают информацию по крупицам, «доставая» искусство из глубины веков для сотен тысяч потомков.

Фото предоставлены Царскосельской янтарной мастерской

Предыдущая статья

Онегин, добрый мой приятель

Следующая статья

Укол финансовой грамотности: прививка спокойствия