Новости

Если сказку не сделать былью – это утопия

Дерзкая южнокорейская художница Ли Бул может создавать авторские сумочки для Dior одновременно с философскими скульптурами на острые темы. Знаменитой ее сделали сотворенные ею киборги, жертвы телесных трансформаций. А теперь Ли Бул спасает утопию. Актуализирует этот жанр, исследует утопическое сознание. Эффектная и эмоциональная выставка ее произведений в Манеже так и называется «Утопия спасенная». Она будет работать до 31 января.

Текст и фото: Роман Деренский

Город Солнца, которого нет

Встречает посетителей огромный зеркальный аэростат, относящийся к инсталляции «Желание быть уязвимым». Воздушное судно из прошлого, по замыслу художницы, напоминает о знаменитом дирижабле «Гинденбург». В 1930-е годы он олицетворял достижения человечества в воздухоплавании, но уже через несколько лет потерпел катастрофу и унес множество жизней. Инсталляция напоминает о хрупкости мира, каким бы непоколебимым он нам ни казался. Дирижабль в начале XX века символизировал свободу, полет, светлое будущее. Однако высокие цели и мечты часто разбиваются о реальность.

Утопия в манеже

Яснее всего коррелирует с названием выставки масштабная инсталляция «Город Солнца». Так называется книга итальянского философа Томмазо Кампанеллы, написанная в начале 17-го века. Она считается одной из первых утопий в художественной литературе. «Город Солнца» Ли Бул – размышление об идеальном городе как об обманчивом видении. Свет ламп бесконечно отражается в сотнях зеркальных фрагментов, и всё в этом отражении выглядит совершенно не так, как есть на самом деле. Здесь утопия превращается в то, во что рано или поздно превращаются все утопии, – в антиутопию. И именно от этой метаморфозы ее нужно спасти. Спасти наш мир от самих себя, не искажать его себе в угоду. 

Лабиринт иллюзий

южнокорейская художница Ли Бул

Исполинские куски тканей и шатры из них необычно интегрированы в пространство. Они напоминают о гастролирующих цирках. Раньше люди с нетерпение ждали их в своих городах, а цирк считался неким волшебным микромиром. Сейчас вместо чудес передовые технологии.

Здесь же, на втором этаже, посетители неожиданно оказываются в хвосте большой очереди. Но это не перформанс. Просто слишком много желающих посетить инсталляцию «Через отрицание II».  Она представляет собой большой зеркальный лабиринт, который нужно пройти в одиночку. Многие стремятся туда лишь за красивыми фото в отражении зеркал. На самом же деле этот лабиринт – важнейшая часть экспозиции. Попадая в него, ты оказываешься полностью дезориентированным. Видишь сотни своих отражений, которые могут повести по более простому, но ложному пути. Но если не сдашься и не покинешь лабиринт раньше времени, окажешься в центре пространства, освещенного множеством ярко-желтых ламп. Невероятно красивое зрелище. И твоя маленькая победа над бесконечными иллюзиями.

Ли Бул 

Аллегории авангарда

Многие работы художницы созданы в диалоге с русским авангардом. Не случайно на выставке представлены произведения Казимира Малевича, Александра Родченко, Александры Экстер и других блестящих представителей этого направления в искусстве. Корейские кураторы проекта настаивают, что именно творения русских авангардистов стали поводом для рефлексий Ли Бул.

«Данная выставка, как мне кажется, приглашает посетителя войти в своего рода психологическое взаимодействие с экспонатами и согласно собственной внутренней логике объединить различные аллегорические фрагменты в целостный текст», – так объясняет художница идею своего проекта.

На этой выставке журнал На Невском одержал свою маленькую победу над бесконечными иллюзиями. И это уже не утопия.

Монтаж этой экспозиции длился несколько недель. Некоторые работы Ли Бул создала специально для Манежа. Она выстроила в нем удивительный мир. Чтобы попасть в него, нужно купить билет онлайн. Количество людей внутри строго ограничено. И все в масках.

Будьте внимательны: по 29 декабря включительно Манеж работает по новому расписанию.  Пн-Пт: с 11.00 до 21.00; Сб-Вс: с 10.00 до 21.00. Как и раньше, вход на экспозицию заканчивается за час до закрытия выставочного пространства. C 30 декабря по 10 января (включительно) Манеж будет закрыт для посещения в связи с временным ограничением работы музеев в Петербурге.

Предыдущая статья

Русский поэт и честный американец

Следующая статья

Немыслимые шляпы свалились на наши головы