Мода / СтильМодный кварталНовости

Немыслимые шляпы свалились на наши головы

Этот скромный человек обладает запредельным воображением.  В его голове рождаются сумасбродные шедевральные шляпы – замки, корабли, лебеди, лошадиные головы, лобстеры, телефоны, пепельницы. И ведь все это каким-то невероятным образом должно держаться на голове. Такое вообще возможно? Возможно, если за дело берется безумный шляпник Филип Трейси. Журнал «На Невском» с изумлением разглядывал его творения вместе со всеми.

Текст: Ирина Бармина

Маэстро, снимаем шляпу! И тут же опять надеваем

Музей Эрарта недолго думал, что себе, любимому, подарить на 10-летие. Подарок должен быть красивым, эпатажным, сумасшедшим, чуточку смешным и ни на что не похожим. В общем, точно таким, как шляпки Филипа Трейси.  Маэстро (так здесь называют Филипа) уже привозил в Эрарту свои творения 5 лет назад. Тогда выставка вошла в историю музея как самая посещаемая и вызвала фантастический интерес. На повторное приглашение шляпник (так называет себя сам дизайнер) безо всяких капризов и долгих переговоров лично привез 46 своих шляпок. Часть из них никогда не выставлялась в России, а часть – новинки, созданные за последние 5 лет.

Трейси считает, что людям во всем мире сейчас так нужны радость и утешение. «К тому же шляпки отлично сочетаются с масками от коронавируса», – добавил он. Удивляться его работам петербуржцы смогут до 21 марта.

Пища для ума, развлечение для головы

Он создал головные уборы для Мадонны, Леди Гаги, Грейс Джонс, Камиллы Паркер Боулз, принцессы Беатрис, Сары Джессики Паркер. В его шляпках были все 36 гостей на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон.  По убеждению Трейси, всех этих людей объединяет одно. Все они – личности сильные и уверенные, которых совершенно не беспокоит, что о них подумают другие.

В конце 80-х, когда Филип учился в Королевском колледже искусств, бытовало устойчивое мнение, что шляпка – удел стареющих дам. Уже тогда Трейси считал это великой глупостью, ведь носить шляпки – это страшно сексуально. Во-первых, ее владелец выглядит моложе. Во-вторых, если он позволил себе этот аксессуар, значит, готов к приключениям. Конструкция на голове об этом просто кричит. Нельзя надеть шляпу и остаться прежним, изменится сразу все: вы будете по-другому стоять, по-другому ходить и даже по-другому думать.

«Шляпа – это тайное желание. Ведь все мои вещи не практичны. Человек надевает шляпу не потому, что ему холодно, – он явно что-то хочет сообщить о себе миру. Шляпа – это надежда. Все мы стремимся быть лучше, интереснее. Шляпа – это красота. Она одна может сделать гламурным абсолютно обычный наряд, а ее владелец почувствует себя на миллион долларов».

Филип Трейси

И окружающие оказываются вовлеченными в интригу, они начинают ломать голову: «А что это она, собственно, хотела сказать этим башмаком (орхидеей, утюгом, деревом) на голове?» Мигом рождается целый рой ассоциаций, идет поиск скрытых намеков.

Из 18-го века – на всех парусах

Шляпы. Корабль

Любимое творение самого мастера – шляпа-корабль. Она и сейчас приехала с ним в Петербург. Когда он ее создавал, был уверен, что никто никогда в жизни не захочет ее надеть. Кому понравится носить парусник на голове? Да и ходить, видимо, нужно с осторожностью – а ну как ветер раздует паруса? Сегодня это безусловный хит. Прицениваться к этой модели бесполезно. Лет двадцать пять назад ее хотел заполучить Майкл Джексон для своей коллекции и предлагал огромные деньги. Но Трейси не согласился: «Я обожаю Майкла Джексона, но эта шляпа – часть меня».

А ее созданию предшествовала вполне житейская история. Однажды подруга Филипа Изабелла Блоу подарила ему книгу Оливье Бернье «Наслаждение и привилегия», где была описана традиция времен Марии Антуанетты. Знатные дамы второй половины 18-го века в честь побед на море французского флота носили корабли в прическах и париках.

Кстати, отличная идея для Петербурга. Дамы, торжественно несущие на головах крейсеры, фрегаты и авианосцы, определенно украсили бы День Военно-Морского флота. 

Вы полагаете, всё это будет носиться?

Нет такого материала, который бы не смог вдохновить мастера: металл, пластик, стразы, живые цветы, перья, электроприборы. Однажды Трейси побывал в знаменитых садах орхидей в Сингапуре и подумал: «Они так похожи на миниатюрные шляпки». Так возникла коллекция шляп-орхидей.  В другой раз Трейси посмотрел документальный фильм про НЛО и создал инопланетные шляпы со щупальцами, которые обволакивают глаза, подобно подводке. Вообще-то эта серия предназначалась чисто для подиума, но в шляпках-НЛО и в жизни были не раз замечены певица Грейс Джонс и Изабелла Блоу. Изабелла всегда поддерживала все дизайнерские авантюры Трейси и умела носить шляпку так, будто она случайно оказалась на ее голове.

Дизайнерские авантюры трейси

Только один материал у мастера под запретом – это мех. Зато в этот раз в Эрарту приехало много шляпок из перьев невероятной красоты.

«Я вырос в маленькой ирландской деревушке, в семье нас было восемь детей. Хозяйство большое, держали фазанов, гусей, кур. Перья всегда меня интриговали. Это технически безупречный материал. Такой невесомый. Смотреть, как они соприкасаются друг с другом, как они двигаются, взаимодействуют, – это потрясающе».

Тогда же маленький Филип наблюдал, как примеряет шляпки его мама, и сделал в голове первую заметку дизайнера: «Иногда угол наклона шляпки важнее самой шляпки».

Дело будущего в шляпе

Люди, заходя в его мастерскую, спрашивают: «А где же швейные машинки?» На что Трейси отвечает: «Они не нужны, вот мои руки». Сколько стоит такая эксклюзивная работа, даже не будем гадать. Но есть у него и  линейка повседневных головных уборов в пределах 30 тысяч рублей.

Шляпы Филипа Трейси

Журналистам разговорить Филипа Трейси оказалось не так-то просто. Как заметил журнал «На Невском», отвечает он охотно, но немногословно. Но если уж что скажет, это мгновенно становится цитатой.

– Какие шляпы подошли бы Петербургу?

– У вас и так все здания в шляпах. В куполах и шпилях.

– Какие шляпы из тех, что привезли, вы готовы носить сами?

– Да я их все надевал. Все технические вопросы я решаю на своей голове. Я и есть тот самый человек, который первым примерял все эти шляпы.

– Все художники обладают даром заглядывать в будущее. Что с нами произойдет, как мы изменимся?

– Будущее мне неизвестно. Но одно я знаю наверняка. У человека останется голова, а если есть голова, значит, на ней должна быть и шляпа.

Интервью с самыми яркими винтажными красавицами – любительницами шляпок и перчаток читайте в статье журнала «На Невском»
Предыдущая статья

Если сказку не сделать былью – это утопия

Следующая статья

Новгород близок нам как никогда