ДетиОбразованиеОбщество

Творцы и дети

Доводилось мне бывать, и не единожды, мастером ролевых игр, точнее – сюжетником. Создавать ролевые миры и их обитателей – занятие любопытное и крайне полезное для собственного развития. К тому же, очень напоминает процесс воспитания, в котором творцы – родители, а игроки – их дети.

Текст: Мария Дейкова

Пути игроков неисповедимы

Сначала надо стать этаким демиургом: определить время и вселенную, выбрать место действия и локации или с нуля выдумать вообще всё. Затем – заселить свою мини-планетку живыми существами. Как в хорошей книге, киносценарии или компьютерном квесте, всякому персонажу необходима история: его прошлое и настоящее, особые характеристики и способности. Всех надо наделить слабостями и заветными мечтами. Затем заполнить их мысли целями и страхами, не забыть про социальные связи. Каждому – не только персонажу – хочется оказаться в центре великих событий. Добрый демиург послушно подкидывает такую возможность. Планете грозит страшное вторжение инопланетян или чудовищный зомби-апокалипсис; люди нашли тайный проход в преисподнюю или артефакт, позволяющий управлять мыслями других; грядет революция за права пацаков или череда Великих географических открытий. В общем, всё что угодно, лишь бы не ходить на работу.

И вот, удовлетворенным кивком вдохнув жизнь в свое детище, творец удаляется в тень, откуда лишь изредка и аккуратно подталкивает развитие сюжетных линий, помогает заблудшим путникам, направляет тех, кто особенно просит. Пожалуй, нет ничего интереснее, чем следить, как персонажи разовьют придуманную историю, в какие дебри может зайти сюжет и как разительно поменяются цели и желания некоторых личностей.

Если что-то пошло не так

Бывают, конечно, и другие мастера, которые не могут сидеть сложа руки и начинают отчаянно бороться за свои идеи.

– Нет! Стоп! – кричат они, вбегая на поле боя. – Такого не бывает! Галлы никак не могли победить римлян!

– Но мы же всё по-честному: собрали пару племен, в оружии поднаторели, доспехи прокачали, даже хиты считали, как нормальные люди, – удивленно ворчат в ответ те, кого обычно не судят.

– Мне всё равно! По сюжету такого быть не может! Откат назад, и немедленно! Мертвые могут встать и идти далее по своим делам.

Разочарованные игроки расходятся, проклиная мастерскую группу и их чертовы решения. В народе подобная ситуация называется «рельсы». Их крайне недолюбливают, как и всякую несвободу.

Детская железная дорога

Впрочем, «рельсами» грешат частенько и другие творцы – родители. Создав свой маленький мир, они не пускают сюжет на самотек. Каждую секунду их зоркое око следит, чтобы ребенок не сошел с железных направляющих, хватают за руку, стоит ему лишь повернуть голову в сторону, и жестоко наказывают за любую постороннюю мысль. Всё это из лучших побуждений, естественно. Ведь «ему так будет лучше»; «я не хочу, чтобы он повторял мои ошибки»; «я взрослый и знаю, как правильно». И неважно, что ничего абсолютно правильного не бывает и что учеба на собственных ошибках – великолепный опыт. Маме с папой хочется, чтобы дитя развивалось по задуманному ими сценарию (частенько по тому, который так и не удалось воплотить в собственную жизнь), где будущее светло и прекрасно, а конец заранее определен. Ведь это они тут демиурги, могут себе позволить.
Но сколько бы чудесных установок родитель ни вложил в своего ребенка, тот всё равно останется отдельным миром. И рано или поздно ему захочется иметь свои цели, двигаться в своем направлении, думать свои мысли. Так дайте же ему сойти с дурацких рельсов! Пусть существует в своем свободном эфире, без нужды ежедневно бороться с возложенными на него большими надеждами.

Всем родителям посвящается

Дочки-матери, отцы и дети. Что наша жизнь? Ролевая игра, сценарий которой начинают сочинять родители. Особенно активно – во время учебы ребенка в школе. Какие предметы полюбить, чем заняться после уроков, с кем дружить, куда не ходить, чего не носить, о чем даже не думать. Но у школьников возникают свои собственные сюжеты, которые не вписываются в родительскую фабулу. И что тогда делать маме с папой?

Пожалуйста, отойдите в сторону. Постарайтесь просто следить за тем, как созданная вами вселенная движется и развивается. Поверьте, это лучшее зрелище из всех, что вам предстоит увидеть. И лишь изредка и аккуратно подталкивайте развитие сюжетных линий, помогая заблудшим в жизненных дебрях путникам, если им это действительно нужно.

Предыдущая статья

Звездное закулисье в белые ночи

Следующая статья

Мама Карло