Культура

Великий мистификатор

Имя Бэнкси (вернее, псевдоним, свою личность художник тщательно скрывает) известно даже тем, кто никогда не слышал о стрит-арте. Работы самого известного уличного художника планеты с 14 сентября по 5 ноября покажут в Петербурге, в здании Манежа Конюшенного ведомства. Выставка работ Бэнкси, ставшего настоящим феноменом современной культуры, приедет к нам из Москвы.

В Московском ЦДХ было представлено около 100 экспонатов, среди которых оригинальные работы, в том числе части стен, 3D-объекты, редкие принты, фотографии и мультимедийные инсталляции. В Петербург выставка приехала почти в том же составе.

Экспозиция выставки составлена из коллекций галереи Lilley Fine Art, нескольких музеев современного искусства, а также частных собраний коллекционеров со всего мира. Да, Бэнкси уличный художник, но это не мешает его арт-объектам иметь колоссальный коммерческий успех. В 2008 году одна из его работ, созданная в соавторстве с Дэмианом Херстом, была продана на аукционе за 1,7 миллиона долларов – на тот момент это был абсолютный рекорд для произведения стрит-арта.

Но рисунки Бэнкси можно купить не только на аукционах. За трафаретными изображениями, которые художник оставляет по всему миру, ведется настоящая охота – их выпиливают вместе со стенами. Чтобы избежать этого, администрация Нью-Йорка, где в 2013 году появилось несколько рисунков художника, даже установила рядом с ними ограждение и не поскупилась на круглосуточную охрану. Иронизируя над ажиотажем, который начался вокруг его работ, и высмеивая абсурдность ценообразования на арт-рынке, Бэнкси в том же 2013 году сам организовал продажу своих авторских принтов неподалеку от Центрального парка в Нью-Йорке. Нанятый продавец зазывал прохожих купить работы художника с неприметного уличного лотка, каждый принт стоил по 60 долларов. На следующий день Бэнкси опубликовал на своем сайте видео этой распродажи. Цена каждой работы, купленной счастливчиками, уверенными, что приобретают подделки, тут же подскочила с 60 до 20 000 долларов.

Бэнкси высмеивает не только современное искусства и арт-рынок, большинство его работ – это острая политическая и социальная сатира. Он плюет на все табу и из своего подполья показывает палец и утянутому в галстуки истеблишменту, и затянутому в болото будней обывателю. Пара бобби при исполнении, слившаяся где-то на задворках в страстном поцелуе, королева Виктория в образе лесбиянки, несчастный ребенок, ведомый как на казнь страшилами Микки-Маусом и макдоналдовским клоуном, безмозглая толпа шимпанзе в палате парламента. Бэнкси посягнул и на нацио-нальные святыни – во Франции в Лувре украдкой вывесил «Мону Лизу» со смайликом вместо знаменитой улыбки, а американский Диснейленд «украсил» манекеном – узником военной тюрьмы. «Мне нравится думать, что у меня, живущего в западном демократическом обществе, хватает смелости анонимно призывать к тому, во что никто не верит – вроде мира, справедливости и свободы», – говорит Бэнкси, самые свои эффектные слоганы вкладывающий в уста нарисованной крысы. И он вовсе не ограничивается рисунками на стенах. Например, во время карнавала в лондонском районе Ноттинг-Хилл распространил в толпе 10-фунтовые банкноты, на которых изображение королевы Елизаветы II было заменено портретом принцессы Дианы (кстати, одна из таких банкнот вошла в экспозицию выставки). Его рисунки есть в секторе Газа – на одном из них изображены дети, катающиеся на карусели, кресла которой прикреплены к сторожевой башне. В 2016 году в центре Лондона появилась скульптура «Пьяница» – фигура, сильно напоминающая роденовского «Мыслителя», только с дорожным полосатым конусом на голове. Вскоре статуя была украдена с помощью строительного крана, по слухам, самим же Бэнкси, правда, отрицающим причастность к похищению «Пьяницы». А еще Бэнкси снял фильм: его псевдодокументальная картина «Выход через сувенирную лавку» в 2010 году была представлена на Берлинале, а в 2011 году даже номинирована Американской киноакадемией на премию «Оскар» как «лучший полнометражный документальный фильм».

При всей своей бурной и разносторонней деятельности Бэнкси десятилетиями удается сохранять анонимность. Общение с публикой художник осуществляет в основном через свой сайт и аккаунт в Instagram. Там же появляется информация о его новых работах. Бэнкси – мастер мистификации. Он инкогнито прошел по красной дорожке Берлинале, в 2003 году дал большое интервью The Guardian, в «Выходе через сувенирную лавку» записывал комментарии на камеру – и все это, так и не показав своего лица. Мыслимое ли это дело в жестко контролируемом мире?

Его принято считать уроженцем британского Бристоля (именно там на стенах можно найти наибольшее количество работ с подписью Banksy), начавшим рисовать граффити в конце 1990-х. Однажды, убегая от полиции, он понял, что использование трафарета значительно сократит время создания рисунка и, соответственно, шансы попасться. Метод оказался эффективным. Бэнкси и правда ни разу не смогла задержать полиция, а трафаретные рисунки стали его фирменным стилем.

По одной из версий настоящее имя художника Роберт, или Робин, Бэнкс и родился он в 1974 году. По другой – Робин Каннингем. По третьей, его и вовсе не существует, а за броским именем скрывается целая группа авторов. В 2016 году диджей Goldie в одном интервью проговорился, что знаком с Бэнкси и что это Роберт Дель Ная, британский музыкант и сооснователь группы Massive Attack. Поклонники даже стали соотносить маршруты гастрольных туров группы с городами, в которых появлялись работы художника. Кстати, этим летом Massive Attack выступали в московском парке Горького – выступление проходило прямо напротив ЦДХ, где в это время шла выставка работ Бэнкси. Традиционных трафаретов на улицах столицы после концерта замечено не было. Зато 15 августа в Instagram художника появился скриншот переписки, в котором кто-то скидывает ему фото баннера на ЦДХ, а сам художник высказывает недоумение, что кто-то выставляет его работы за деньги. Пресса сразу приуныла: значит, Бэнкси все-таки не Дель Ная, ведь музыкант не мог не заметить 70-метровый баннер, на котором красовалась надпись «Banksy». Так кто же этот загадочный художник? Споры будут продолжаться. А Бэнкси будет продолжать оставлять свои следы. И кто знает, может быть, он приедет в Петербург «отметиться». Вот только вряд ли у нас выставят охрану, чтобы уберечь от вандалов и фанатов оскорбительные для политиков и прайвиси высказывания уличного художника.

Мария Рогалёва

Предыдущая статья

Что принес нам месяц… октябрь

Следующая статья

Органные вечера в Таврическом дворце