Есть ли Underground в Санкт-Петербурге?
Художественный андерграунд существовал в Ленинграде всегда. Читай: андерленинграунд. Двести лет назад его представляли хотя бы Евгений Баратынский, Николай Лейкин и Александр Левитов. Сейчас это время называют Золотым веком. В первой половине 20-го, Серебряного века, такие творцы, как Михаил Врубель, Даниил Хармс, Казимир Малевич, Михаил Кузьмин и многие другие явили миру и подарили культуре три новые поэтические школы, две революционные театральные доктрины и чуть ли не весь художественный авангард XX века. После наступил бронзовый век. У его истоков, ещё в 50-х, только что оправившиеся после самого масштабного в столетии non-stop open-air`а стояли Александр Арефьев, Владимир и Дмитрий Шагины. Ярчайшими же представителями можно смело назвать Тимура Новикова – хозяина галереи АССА, пианиста Сергея Курёхина, барабанщика Густава Гурьянова, группу «Аквариум», Сергея Бугаева а.к.а. «Африка», Поэтов Иосифа Бродского и Сергея Довлатова. Кажется, совсем недавно, но и эта эпоха подошла к концу. Что мы видим сейчас?
Электродекаданс. Witch House это независимый стиль электронной музыки, отличающийся ярко выраженной оккультной эстетикой. Пожалуй, одно из самых интересных, честных и, как ни странно, светлых направлений в современном андерленинграуде.
Что есть фундаментальный, каноничный, аутентичный тренд или тенденция? Ответ прост — это смерть. Ближе — её достижение — умирание.
«-Бессмертие как развлечение?! Этого не может быть! Может? Может?!» Да, мы достигли этого.
Зачарованное музами дитя, посвятившее себя сублимации, может пройти по индустриальному пути или по пути искусства. Это понятно — Голливуд продаёт заблуждение. Антитеза продукту — это произведение. Самый востребованный продукт, святой Грааль индустрии развлечений — волшебное снадобье, эликсир, что дарует бессмертие. Творчество же, это всегда околосмертный опыт. Что мертво, умереть не может. Истинный художник посвящает жизнь написанию своей смерти. Каждый шабаш в стиле witch house — это последняя ночь в твоей жизни, твой последний трип. Рок-н-ролл мертв, punk is dead, witch house мертворожденный — он не может умереть.
Мрачная партия баса обволакивает слушателей холодным, густым туманом. Минималистичные ударные вкупе с отрешённым, потусторонним речитативом медленно вводят в состояние лёгкого транса. Синтезаторный пассаж создаёт атмосферу религиозного саспенса. Мелодичный рифф, разбиваясь на осколки образом застывшего во льду солнечного луча, и светлый вокал, наполненный высокопечальными переживаниями, пробуждают чувства, живые или мёртвые воспоминания о которых тебя никогда не покидают. Это картина классического музыкального произведения, объединяющего жанры goth, shoegaze, lo-fi, electronic, dark ambient и synth pop. Это звучит, как прирученный, но не одомашненный noize.
Witch House зародился в Денвере, в среде людей, посвятивших себя искусству — проецированию чувственных, прогрессивных концепций и видений во внешний мир, в разумы людей настоящего и будущего при помощи инструментов прошлого. Создатель термина Travis Edegy впервые применил его к оккультной танцевальной музыке, к «магическому house’у», который он играл с друзьями в 2009 году. Негативные, мрачные чувства прото-witch house вызывал разве что только благодаря страху перед неизведанными границами сознания, которое не выдерживало многоуровневой бомбардировки незнакомыми нервными импульсами. Как и в основном творчестве Travis’а, тьма в новорожденном witch house’е не была завуалирована или подавлена, она болезненно, но успешно осознавалась как катализатор любви. Это был ключ к настоящему и интеллигентному творчеству. Но самоотверженная жажда достижения максимальной творческой выразительности и любовь к шалости, пожалуй, самому детскому чувству, в дальнейшем подтолкнули других музыкантов осквернить и этот мэсседж, добытый таким сложным путем. Это в очередной раз показало человечеству природу зла от первого лица и открыло сакральное знание, при разной степени интеграции которого можно навсегда избавиться от жестокости и невежества или же потерять вообще все. Настоящая трагедия, открывающаяся разуму с противоположных сторон. Личность человека и фундаментальная природа такого расщепления сознания полностью открываются взору и манипуляциям. А энергия, уходившая на поддержание многоликости, поступает в безраздельное распоряжение самоактуализированного мозга.
Ярчайшим примером надежды жанра на раскрытие его потенциала является петербурская группа Dita Redrum. Представляю вашему вниманию интервью с фронтменом этой группы.
— Родители воспитывают детей, неосознанно манипулируя лишь несколькими контурами нервных систем. В эту информационную эпоху, как никогда прежде, наряду с людьми из непосредственного окружения, на направление развития личности оказывают огромное влияние существа, живущие в «инфомирах». Это творцы и их герои, персонажи, лики; Dita Redrum, кто твои «инфородители»?
— Братья Стругацкие, Тарковский, Кинг, Хичкок, Брайан Юзна и даже кинематографисты категории B — студия Трома и Евгений Юнит, хотя я его не отношу ни к какой категории, т. к. это некрореализм
— Ты уже многое сказал своей музыкой. А то, что ещё не успел, уже выразил тем душераздирающим криком, который раздался сразу после того, как ты вылез из своей толстой матери. Но в твоей музыке почти нет вокала. Сейчас подходящий момент восполнить этот лингвистический пробел. Расскажи нам о своих произведениях. Какие чувства, истории в них закодированы?
— Про маму не надо, она святая! Да вообще, все это просто подсознательный разряд, своего рода немотивированная злоба, агрессия, боль и иногда печаль и задумчивость. Чаще всего как раз задумчивость. О мире, о его смысле, всеобщей опустошённости и двойственности нравов и моральных идеалов. Дальше будет серьёзней, наверное глубже смогу копнуть, разрезать этот пласт звуком. Люди хреново воспринимают прямой контекст, а вот подсознательные вибрации — хорошо, поэтому и такая немногословность.
— Тебя не пугает мысль о том, что сейчас, в рассвет «аннонимизма», когда непонятно, кто есть кто на самом деле, я и ты вполне запросто можем заняться фальсификацией? Притвориться двумя разными людьми, и брать друг у друга интервью сколько влезет. Это удобно. Да и читатель не может это проверить.
— Вот это я загнул…
— Меня отпустил ром. Dita Redrum, сам задай мне какой-нибудь вопрос…
— **** мы тут все делаем? Мой ответ — вывозим ошибки предков, крутимся в колесе рутины и повседневности, ищем утопию. Но она так далеко, в основном как раз из-за общей тупости и однобокости.
— Задаём вопросы.
Я догнался. Кажется, даже перебрал… Dita Red rom, ты кто по жизни?
— Я безвременье
Я Дао
Я кристалл
Я эктоплазма
Я единство
Я космическая пыль
Я рептилия
Я бог
Я восхождение
Я путь
Я вселенная
Я звук
Я желание
Я взрыв
Я счастье
Я цвета
Я разум
Я мечта
Я качество
Я ориентир
Я музыка
Я инструмент
Я прорыв
Я достижение
Я лед
Я берега
Я мама
Я отец
Я поколение
Я смерть
Я белый шум
Я интерес
Я эволюция
Я следующий этап
Я восхищение
Я ток
Я слава, скорость
Я бутан
Я это ты
Ты это я.
— Я спросил, ты кто по жизни, а не по сути.
— Я тот, кто всегда будет верить в музыку, как обезболивающее.
— Какие события и ситуации вдохновляют тебя больше всего?
— Агрессия общества, всеобщее безучастие, в то же время радость детей от их маленького счастья, и желания быть кем то в этом мире.
— А кем ты был на хеллоуин?
— Я был собой. Хеллоуин — это своего рода праздник, я очень люблю его. Но я и так ношу маску всю жизнь, вторую надевать нет смысла. А ты?
— А я нарядился Алексом из «Заводного апельсина». Забавно то, что в ту ночь Я получил ***dulei от каких-то rebiat.
Кавер какой группы на любую другую ты бы хотел услышать?
— Я бы очень хотел услышать кавер от симфонического оркестра на At the drive in.
— «Redrum» это понятно. Стэнли Кубрик в «Сиянии» мне все объяснил. Надо лишь прочитать справа налево. А Dita? Расскажи о названии своего проекта.
— Ну тут вообще все просто, Дита — это же Дита Фон Тиз, секс-символ и просто роковая женщина. Ее образ — это символ чего порочного, но в то же время абсолютно чистого существа.
— Иди ты!
Info Child