Культура

Раскаленный хаос 1917 | 15 ноября в Михайловском театре

15 ноября в Михайловском театре состоится премьера актуального документального блокбастера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос», рассказывающего о том, что же на самом деле происходило в феврале – октябре 1917 года. Вот что поведал нам о своей картине сам режиссер…

…В фильме рассматривается весь клубок заговоров, как они развивались и к чему привели. Надо сказать, все было так спланировано, что современные заговорщики могут позавидовать. С одной стороны, был внутренний заговор либералов, ратовавших за радикальные меры, – министров, лидеров партий, военачальников. Они считали, что монархию необходимо трансформировать. К тому же им не нравился сам Николай II, например, у Гучкова, мотора этого заговора (председатель Госдумы Российской империи, лидер партии «Союз 17 октября». – Прим. ред.) были личные неприязненные отношения с царем. Кстати, заговорщики собирались в английском посольстве. О чем Николай II знал, он понимал серьезность положения, но телеграммой генерала Алексеева был срочно вызван в ставку, и мы так и не знаем, зачем. В итоге участия в заговоре министра путей сообщения поезд царя вместо ставки оказался на станции Дно, что очень символично. Хотя это и был внутренний заговор, это то самое предательство, которое является необходимой составляющей цветной революции. То есть заговора внешнего, в котором участвовали и Америка, и Германия, и, конечно, Британия, несмотря на то что мы были союзниками в Антанте. Британия была в ужасе от того, что Россия набирает силу, и к 1913 году стало ясно, что еще чуть-чуть, и Россия будет главенствующей империей. Это, конечно, не устраивало основных игроков.

…Трагедия России обернулась трагедией для всего мира. И выведение России из войны через революции, и вытеснение России из Европы, и замещение ее потом Америкой – это все привело к тому перманентному мировому конфликту, который мы сейчас наблюдаем. Произошло изменение геополитической конфигурации, что нас до сих пор мучает. Я считаю так. И с этой точки зрения строится картина.

…Я пытаюсь добиться какой-то объективности, хотя, конечно, объективности в истории не бывает. Весь текст фильма основывается исключительно на воспоминаниях и умозаключениях очевидцев этих событий – это и писатели, и аристократы, и историки, и журналисты, и простые люди – какие-нибудь гимназистки, кадеты. Не обошли вниманием и сегодняшнюю русскую эмиграцию. Понятно, что это дети, внуки тех, кто когда-то покинул Россию, но многие из них сохранили культурные коды предков. Да, они не были участниками и свидетелями событий февраля 1917 года, но слышали рассказы о них из первых уст. Поэтому, мне кажется, очень важно услышать, что думает о произошедшем граф Шереметев, живущий сейчас в Париже, или барон фон Фальц-Фейн, с которым я встречался, когда ему было 104 года, но при этом он был здравом уме и твердой памяти. Пусть барон считается одиозной фигурой, но нельзя сбрасывать со счетов тот жизненный путь, который он прошел, и те знания, которые были переданы ему отцом и дядей, владевшими гигантским имением Аскания-Нова. Император Николай II посещал это имение и во время своего визита держал маленького Эдуарда на руках.

…К сожалению, хроники не так много, как хотелось бы. Поэтому мы использовали не только хронику, но и фрагменты игровых фильмов, снятых в разные годы. Перемешано все в эстетическую смесь, которая создает образ революции. Мы использовали все достижения современных технологий, кажется, все возможности монтажа, за которым я просидел 7 месяцев не отрываясь – потребовалось больше 4600 монтажных склеек!

…Это не пыльная документалистика, предъявляющая какие-то документы, цифры, фамилии, которые тут же выветриваются из головы. Весь фильм построен на удивлении зрителя от того, что он видит. И дело не в том, что он вдруг узнает неизвестный факт, хотя это тоже есть – например, мало кто знает о меморандуме Парвуса, который был найден в немецких архивах. В нем четко изложена схема, как устраивать госперевороты. Нет, для нас важно было воздействовать эмоционально на зрителя, погрузить его в эту галлюцинацию под названием «революция». Фильм очень резкий, все вещи названы своими именами, безо всяких обиняков и оглядок на то, что скажут потомки Лениных, Троцких, Свердловых. Он сделан с определенной позиции и, судя по опыту показов, одних злит, других приводит в восторг. Но картина не оставляет равнодушной никого.

…Фильм вроде отвечает на вопросы прошлого, но на самом деле он ставит вопрос сегодняшнему дню: а что же делать дальше? В каком историческом опыте искать наше будущее? Без четкого, внятного понимания, что произошло тогда, в 1917 году, невозможно понять, ни что происходит сейчас, ни как построить наше будущее…

Сергей ДЕБИЖЕВ – известный питерский режиссер и сценарист, знакомый зрителю по фильму 1992 года «Два капитана – 2», псевдодокументальной абсурдистской фантазии на тему бурных событий начала XX века. Два года назад сделал картину «Последний рыцарь империи» о русском мыслителе, публицисте, идеологе народной монархии Иване Солоневиче.

Елена Боброва

Фото: кадры из фильма «Раскаленный хаос»

Предыдущая статья

LACRIMOSA, концерт

Следующая статья

Рецепты Константина Ивлева | Домик в деревне