Мода / Стиль

Природа цвета

Этюд «Две девушки», написанный Петровым-Водкиным больше ста лет назад, пожалуй, лучший образец того, как нужно работать с цветом этой осенью. Нарядный желтый, уносящий в небеса светло-синий и бескомпромиссное торжество красного. Фирменная «трехцветка» хороша во всем множестве ее вариаций – об этом нынче Bottega Veneta, Fendi, ChloÉ, Alberta Ferretti. Красный рефлексирует. Лица крестьянок, разодетых в алое на полотнах русских живописцев Архипова и Малявина, светятся ярчайшим румянцем. Тоже берем на вооружение.

Обложки модных журналов, вышедших осенью, не перепутать ни с какими другими. И дело не в мелькнувшем кашемировом кардигане или экспрессивно поднятом воротнике, а в цвете – осенью он всегда насыщенный, яркий, глубокий. В общем-то, даже не важно, какого года обложка – 1976-го или 2018-го. На ней непременно будут бордо, вишня, томат, то есть всевозможные урожайные, плодово-ягодные оттенки. А еще скромные цвета земли с красивым намеком на шероховатую, покрытую мхом древесную кору, опадающую листву, жухлые травы. Терракотовый красный, спелые оттенки желтого и оранжевого, умбра, болотно-зеленый – этот особенно хорош в сочетании с коричневым. При желании энергичное многоцветье разбавляется нейтрально-серым, голубым, меланхоличными оттенками бронзы и графита.

Кухня живописца

«Какие чувства вызывают весенние цветы и осенние алые листья! Но даже их палитра не сохранится в этом бренном мире…» – вздыхал в XIII веке японский император Цутимикадо. Девушки на показе Chanel идут через осенний лес, опавшая листва шуршит под ногами. В основе романтической коллекции – типичная палитра осенних красок. Лагерфельд использует ткани с принтами, изображающими увядшие листья, но встречаются также блестящие «серебряные» плащи, отливающие старым золотом высокие сапоги, трикотаж с ниткой люрекса. Хороший ход. С одной стороны, добавляет волшебства, с другой – напоминает, что, прогуливаясь в тонком кашемире среди искусно сделанных бутафорских деревьев, не стоит сбрасывать со счетов «отдаленные седой зимы угрозы».

Черный тоже возвращается. И этого не надо бояться. Известный британский режиссер и художник Дерек Джармен писал: «Безнадежен ли черный? Но разве любая темная грозовая туча не отливает серебром? В черном есть возможность надежды…» В стихотворении латышского поэта Яниса Балтвилкса было про сверкающий желтый, благоухающий зеленый, струящийся синий, но концовка такая: «А что же под зеленой, под серой и под синей? Там черная чернеет – и нет ее красивей!..»

Ода водолазке

Вещь в одинаковой степени элегантная и функциональная. В США ее называют turtleneck – «черепашья шея», а в Италии – dolcevita, из-за того что Марчелло Мастроянни носил ее в одноименном фильме Феллини. Свитер-гольф, «битловка», банлон (от названия марки Ban-Lon, некогда выпускавшей жутчайший полиамид) – тоже синонимы водолазки. Многие кутюрье ценили ее за четкий силуэт, а Ив Сен-Лоран предложил сочетать с узкой короткой юбкой, объявив атрибутом делового стиля. А ведь прежде чем перекочевать в гардероб модников, водолазка была одеждой рабочих и моряков. Не сковывает движений, защищает от сквозняков, можно надеть под спецовку – сплошные плюсы.

Сегодня супермодель Джиджи Хадид носит узкий черный свитер с ярко-красными брюками и белым пальто оверсайз. Исхудавшая Виктория Бекхэм надевает черную водолазку под твидовый костюм – сурово и сдержанно. Возможно, это кого-то вдохновит. Впрочем, образы прошлых лет оказываются ярче и сильнее. Грета Гарбо в водолазке и нарочито широких брюках с высокой талией – незабываемо. Или простой черный свитер печальной и невероятно прекрасной героини фильма Михаила Калика «Любить…» (1968). Она появляется в финале – безымянная, потерянная, одна, под дождем. Нервничает, курит, ждет. Темная водолазка, светлая юбка, дурацкий берет. Стихи Евтушенко, музыка Таривердиева. Черно-белая легенда из 1960-х.

Что нового?

В тренде – классический деним, мягкий «домашний» трикотаж, акцент на талию и накладные карманы. Джинсовый total look наблюдаем у Calvin Klein и Dior. Широкие пояса из мягкой замши или лакированной кожи – у Balenciaga, Bottega Veneta, Isabel Marant и Fendi. Большие накладные карманы с клапанами и без, а также карманы-портфели – у Acne Studios, Derek Lam, Chloe, Elie Saab, Versace, Giambattista Valli. Уютными вещами из трикотажа изобилуют коллекции Issey Miyake, Jeremy Scott, Hermes, Christian Wijnants. Выбираем теплые, не сковывающие движений платья, кардиганы и… все те же водолазки.

Вездесущий тонкий свитер с высоким горлом ассоциируется также с Мерилин Монро. Фотограф Милтон Грин, снимавший ее на протяжении трех лет, удивлялся: в жизни звезда экрана выглядела более чем небрежно. Любит брюки, которые ей категорически не идут, влезает в настолько тесную блузку поло, что, кажется, швы вот-вот разойдутся. Супруга фотографа Эми полностью разделяла мнение мужа. Она повела Монро по дорогим магазинам. Но каково было ее удивление, когда из огромного ассортимента вещей Мерилин выбрала три одинаковых и ничем не примечательных кашемировых свитера!.. Первый – своего размера – для повседневной носки, второй – чуть поменьше – для вечеринок, а третий – совсем маленький и невозможно облегающий – для телевидения. Как говорится, без комментариев… Тогда же, в 1957-м, на экраны вышел фильм Funny Face («Забавная мордашка») с Одри Хепберн – тонкой, гибкой, изящной, танцующей в узких черных брючках и… все той же обтягивающей водолазке. Случайно или закономерно, но непритязательный черный свитер стал символом интеллектуального стиля и творческого начала. Нынешней осенью и грядущей зимой он опять в моде. Черная, белая, синяя, красная, оттенка графита или искрящегося золотого песка – какую бы водолазку вы ни выбрали, помните главное: вещь должна держать форму.

Нина Филюта

Предыдущая статья

Всемирная история танца за две недели

Следующая статья

Графит и сажа