БудущееПетербург

Построить будущее сейчас

Текст: Анна Рыбалка

«АРХ пароход» во второй раз объединил на своих палубах лучших архитекторов и дизайнеров России. В этом году речное путешествие завершилось в Северной столице. Эрмитаж приютил скитальцев на конференции в здании Главного штаба. Барт ГОЛДХООРН, куратор «АРХ парохода», совместного проекта «АРХ Москвы» и RIM.ru, рассказал, что темой этого года стало «Будущее российского города». Итак, как же видят будущее архитекторы обеих российских столиц?

Варианты антиутопий, нарисованные Даниилом НИКИШИНЫМ и Михаилом БЕЙЛИНЫМ (бюро CITIZENSTUDIO), пластически отражают будущее исходя из прошлого. Гипотеза «а если…» то приводит к образу Москвы в виде зиккурата, то наносит тени так и не построенных высоток на карту современной столицы, то заполняет места снесенных зданий зеленью диких зарослей.

Футуристический подземный город Николая ШМУКА – это антигород в полости в глубине базальтового плато. «Взорвем ядерным зарядом, получим две идеальные сферы…» Презентация под названием «Синергия» описывает антигород как градообразующий медиамузейный комплекс, в который можно перенести те музеи из центра Москвы, что напрасно занимают место: галерею Шилова, Глазунова…

Антиутопия Ильи МУКОСЕЯ основана на теории ксеноархитектуры: города будущего строятся уже сейчас, и это не жилье для людей, но место для ксеноморфов, андроидов, беженцев. Мукосей озадачился вопросом: что делать, когда великий транспортный коллапс парализует столицу на несколько суток? Спасение в клонировании Москвы. Помимо «Москвы оригинальной» (то есть исторического центра) появляются еще Москва власти, Москва бизнеса, Москва торговли и Москва творческая. Когда озвучиваются даты реализации проекта «Москва +4» – 2047 год, – идея уже не кажется такой уж фантастической.

Будущее строится сегодня – в этом убежден и Сергей СКУРАТОВ. И он рассказывает о собственном проекте, который начинался в 2006 году и стал «демонстрацией правильно созданного процесса». Очень важен сам процесс принятия решения, постановки задач, механизма их решения. Главное – участие автора, идеолога проекта. «Я был дирижером», – говорит архитектор.

Этот город средовой. Здесь 40 средовых домов, ни один дом не кричит громче других. Главное для жителя – получить привычную среду, она привлекательна, но незаметна, как хорошая одежда.

Совсем иначе видит будущее Антон НАДТОЧИЙ (бюро ATRIUM): его строящийся жилой комплекс – футуристический объект, воплощение идеи вертикального 69-этажного города с анфиладой общественных пространств на уровне 30 этажа. Архитектор, впрочем, предупреждает: это не подойдет для Петербурга. Нам придется строить свое будущее.

Слушателей вернул на землю Сергей КРЮЧКОВ. Архитектор напомнил, что будущее города – в руках заказчика, а заказчик – это государство. Учитывая, что власть передается на местах либо путем бюрократического рекрутирования, либо наследованием, нужно представить, что заказчики будущего – это дети нынешних мэров. А формирует заказчика среда. И среда эта оставляет желать лучшего. Что такое госзаказ? Главный метод госзаказа – блеф, результат – фейк. Но ситуация меняется: в условиях бюджетного дефицита чиновники на местах видят, что архитектура – это политический инструмент. Поэтому первоначальная концепция архитектора подвергается разным, часто деструктивным, воздействиям. Что же делать? Архитектору, консультанту и подрядчику следует сплотиться и продуктивно действовать во благо потребителя.

Предыдущая статья

Кино из ниоткуда

Следующая статья

Афиша на выходные. 1-2 июля