Полина Фирсова: что вы знаете о дизайне медучреждений?
Сфера медицины развивается все быстрее, а ее обсуждения носят все более острый характер. Сегодня мы обсудим с Полиной Фирсовой сопутствующую ей область, о которой люди редко задумываются — дизайн медучреждений.
Благодаря празднованию открытия клиники “Art of birth” журнал “На Невском” познакомился с основателем дизайн студии ”Healthcare design” — Полиной Фирсовой. Она знает, как сделать так, чтобы у интерьера был терапевтический эффект. Среди самых известных проектов ее студии — госпиталь Лапино, две сети клиник “Мать и дитя” и клиника на Мичуринском проспекте, сети клиник “Доктора Фомина”.
Полина, расскажите о своей деятельности.
Уже более восьми лет занимаюсь дизайном интерьеров медицинских центров различного профиля. Правда в начале мое направление вызывало оторопь у коллег и семьи, а также вопросы из серии “Разве в медицине есть место дизайну? На что ты тратишь время?”, т.к. это достаточно нетривиальная область для дизайнеров и архитекторов, которые в основном заняты жилыми домами, развлекательными общественными пространствами. Находясь в здравом уме и трезвой памяти с чистым сердцем заявляю (улыбается), что чем больше погружаюсь в эту сферу, тем больше очаровываюсь синтезом психологии, медицины, дизайна и архитектуры. Что я только не делала, и гинекологические клиники, и роддома, и стационары — каждое направление имеет свою специфику, каждый раз ты принимаешь вызов и скучать откровенно говоря не приходится. Каждый раз это новый сценарий, своя специфика, много различий между детскими интерьерами и интерьерами для онкобольных.
С чего начинается работа над медицинскими интерьерами?
— Первое с чего начинается проектирование и не только медицинское — с анализа аудитории и процессов, т.е. кто будет пользоваться данным пространством и, что они там будут делать. Необходимо понять, что именно нужно для нашего пациента. Нужно это для создания гармоничной атмосферы места. Если вспомнить один из последних проектов — клинику репродуктивных технологий, женского здоровья — там пациентам совершенно противопоказано чувствовать себя “больными” и интерьеры можно даже поначалу перепутать с отелем. А бывает, и совершенно обратный сценарий, когда стоит подчеркнуть именно медицину, высокую технологичность. Человеку столкнувшемуся с серьезными проблемами в здоровье, эмоционально комфортнее ощущать, что в этом месте ему смогут помочь с их решением, ему нужно интуитивно понимать четкую специализацию места. Мы всегда стараемся сделать интерьер простым для понимания.
Не забываем и о сотрудниках — врачах, младшем медперсонале. Ведь они проводят на работе большую часть своего бодрствования, иногда дежурят сутками. От их комфорта зависит качество работы, насколько доброжелательно они общаются с пациентами и между собой. Как говорил Ральф Эрскин: “Функция зданий заключается в улучшении человеческих отношений: архитектура должна облегчать их, а не делать их хуже.”
Полина, Вы проектировали интерьеры для клиник суррогатного материнства и ЭКО. Каково ваше отношение к столь спорным областям медицины?
Не думаю, что я вправе давать свою оценку данным областям, но могу уверенно заявить, что приход человека в этот мир я считаю априори благом. А этические нормы меняются со временем, как отношение к переливанию крови или пересадке органов. Да и в первую очередь я дизайнер и архитектор, а не специалист по биоэтике и даже не врач. Полагаю важно каждому специалисту делать именно свою работу добросовестно и качественно. Моей студии важно выполнить свои профессиональные задачи, т.е. чтобы каждому было комфортно — и пациенту, и сотруднику медучреждения, ведь часто посещение больницы связано с чем-то морально тяжелым и правильный интерьер может оказать успокаивающий, терапевтический эффект.
Расскажите о специфике. На что особенно обращаете внимание при проектировании?
-При проектирование интерьеров для медучреждений дизайнеры сталкиваются с более строгими нормами и правилами, с теми самыми СНиПами и Санпинами, чем при других общественных пространствах. Также, чтобы все было функционально и удобно, к работе привлекаются медтехнологи — незаменимые специалисты, которые подскажут, где лучше расположить розетку, с какой стороны будут подходить к этому оборудованию. Посоветуют что-то из новейших разработок. В целом мы концентрируемся на связке-треугольнике -врач, пациент, оборудование/мебель. Ну и создать максимально непринужденную атмосферу в больнице довольно сложно, приходиться прибегать к специфическим знаниям о влиянии форм, цветов, освещения, текстур на душевное состояние человека. Одна из основных задач, сделать так ,чтобы пациент был спокоен. Еще пристальное внимание уделяется эргономике, но на это скорее все дизайнеры, архитекторы смотрят, во всяком случае хорошие (смеется).
Что первостепеннее — идея или бюджет?
-В нашем случае с бюджета как с цифры ни разу не начиналось, но заказчики обязательно задают планку премиум/мидл/эконом ниши. Вся дизайн-концепция, отделочные материалы, мебель, декор подбираются согласно выбранному сегменту. Стоит упомянуть, что есть принцип, гласящий что один уровень исполнения нужно держать от кабинетов врачей и операционных до холла и палат пациентов, так сказать держать марку. Как вы понимаете нельзя сделать очень торжественный ресепшн, а палаты пациентов с намеком на плохой хостел. Также обстоит и с отделкой. Моя студия при проектировании держит в голове мысль-лейтмотив, что каждый закуток должен быть продуман до мелочей, все должно соответствовать стандартам качества.
Какова роль авторского надзора на ваш взгляд?
-Авторский надзор неотъемлемая часть ведения проектов, т.к. сам процесс проектирования идет параллельно со строительством. Нет такого что сначала год бумажно-компьютерной работы, а уже потом стройка, ведь время деньги. Частые выезды на объекты способствуют оперативной работе, непосредственно там принимаются решения вместе со смежными специалистами- инженерами, технологами.
Назовите критерии качественного дизайна, которым уделяете особое внимание.
-Еще Дитер Рамс, работавший долгие 40 лет в компании Braun сформулировал десять правил хорошего дизайна. Ими, например, пользуется Apple на протяжении всего своего существования. Так что не буду придумывать велосипед, а просто выделю любимые. Первое — эстетичность, в нашем случае создание приятной атмосферы. Что касается технологичности, инновационности и функциональности, то это априори заложено в дизайне, связанном с медициной, от этого не уйти. А вот про эстетику бывает забывают. Второе — интуитивная понятность дизайна, т.е.правильная навигация , функциональное зонирование. По принципу похоже на удобный сайт, что называется user-friendly. Как дополнение второго правила — третье — незаметность. Ни в коем случае дизайн в клиниках не должен перетягивать на себя внимание, ведь это не музей современного искусства.
В чем именно терапевтический аспект интерьеров?
-На работе у нас ходит шутка о том, что нам нужно изловчиться и сделать так чтобы и стены помогали, эта фраза пошла от народного “Дома и стены помогают”. А если серьезно, то именно так и есть. Тут коротко не ответить, но я попытаюсь. Человек — часть природы, излишне отдаляясь от нее мы можем нанести себе вред. Наверняка вы замечали что в городах, где много зелени, где здания не выше деревьев вам находиться комфортнее. Хорошая искусственная среда максимально уподобляется естественной. Цель дизайнеров и архитекторов сделать гармоничную окружающую среду, т.е. отвечающую целям, для которых она организована.
С соответствующими функциональными и эстетическими характеристиками. Сейчас при проектировании используют мультисенсорный подход, т.е. подход где учитывают каждый орган чувств человека.
Есть целый набор инструментов для влияния на нас, это и связка — цвет, форма, объем, и зонирование пространства для легкого ориентирования. Не забываем и о тактильных ощущениях. Важно чтобы поверхности были не только гигиеничными, но и приятными на ощупь. Учитывается даже форма сотрудников, все вписано в общую концепцию.
Мы можем использовать и звуковое сопровождение, и даже запахи! Эти трюки уже давна используют маркетологи, наверняка читатели чувствовали бесподобные запахи свежего хлеба в супермаркетах, даже тех где хлеб не пекут и он находится в заводской упаковке. Сейчас уже и дезинфицирующие средства для уборки не пахнут хлоркой. Влияя на органы чувств, влияем и на подсознание. Так почему бы не заложить позитивную программу, например на выздоровление, если это нам под силу? Почему бы не вызвать состояние спокойствия, умиротворенности, комфорта, желания созерцать? Тут стоит сказать о салютогенном подходе, являющемся эффективной стратегией превенции заболеваний, перенося центр внимания с факторов риска и лечения заболеваний на факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье. Было прекрасно если бы, данный подход исповедовали бы в любом строительстве — это стало бы отличной профилактикой.
В какую сторону хотите развивать дизайн студию? Какие планы на будущее?
-Хочется чуть больше свободы при проектировании, для этого идеально подходят санатории. Мы ожидаем восстановления в России санаторно-курортного направления. Это в целом уникальная сфера, развитая только в СССР, за границей люди или лечатся в реабилитационных центрах, клиниках или отдыхают в SPA, на приемах у массажистов, косметологов. В реабилитационных центрах проводят восстановительное лечение, а в санаториях общее оздоровление. Санатории привлекают дизайнеров возможностью окунуться еще и смежную сферу- ландшафтную архитектуру и садово-парковое строительство. К слову про терапевтический эффект, никакой интерьер не сравнится с настоящим парком, терренкуром, облагороженным лесом. Пение птиц, море — вряд ли заменимы…
Хорошо было бы заняться и специализированной медицинской мебелью. В основном мы встраиваем готовую мебель в интерьеры, по обстоятельствам делаем на заказ по эскизам. Есть желание придумывать больше мебели самой.
Полина, вы действительно опираетесь в работе на научные исследования? Неужели все это внедряется в практику?
-Спасибо за вопрос. Он очень актуальный и честный. Конечно все сделать точно “по-науке” не получается. Есть сроки, есть бюджет, заказчики думают про стоимость эксплуатации здания в будущем и не дают отбиться от суровой реальности. Это все влияет на выбор возможных приемов при проектировании. Но они разумеется сами заинтересованы в лучшем результате из возможных. Важно, что я держу мысленно вектор направления “здоровая среда” . И по мере реальных материальных возможностей применяю те или иные приемы, позволяющие создать гармоничный интерьер.
Спасибо за интервью! Надеюсь, мы снова встретимся, чтобы обсудить тенденции в индустрии дизайна медучреждений.
На Невском о дизайне
На Невском о медицине
Справка:
Фирсова Полина
+7(964)626-33-32