Блоги #NaNevskom

Под мостом и вокруг Исаакия

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото: Марина Гончарова

Троицкий мост (он же мост Равенства, он же Кировский мост) перекрывали дважды за всю историю его существования – оба раза снимали фильмы про Валерия Чкалова. Только что исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя, чья судьба мифическим образом оказалась связанной с Троицким мостом.

Мифическим потому, что никаких подтверждений, кроме эпических и кинематографических, относительно летания Чкалова под мостом Равенства, нет. Он пролетал под железнодорожным мостом в пригороде Брянска во время аварийной посадки, разбил самолет, и был сурово наказан за очередное лихачество. Уволен из армии, осужден на 2 года тюрьмы и лишен всех званий. 4 головокружительных летных года – таков был временный итог его карьеры.

В Ленинградскую истребительную авиаэскадрилью Чкалов прибыл в середине «белых ночей» 1924 года в возрасте 20-ти лет, окончив к тому времени три летных училища разной степени подготовки и квалификации, два из которых были военными. Первый свой самостоятельный полет на британском Avro 504 он совершил восемнадцатилетним. В Ленинграде Чкалов творил воздушные чудеса, да. На спор облетел Исаакий – по разным сведениям от 50 до 200 раз. (А чего еще ждать от мальчишки, который восьмилетним переплывал Волгу, подныривая под теплоходы и плоты?) Он бретерствовал по полной программе – взлетал поперек взлетной полосы, летал в нескольких метрах над землей, устраивал пьяные драки и систематически сидел на гауптвахте. (Можно сказать, попал в нужное место – ну в смысле в Петербург, тут все такие, вот например безбашенные морские лейтенанты Хвостов и Давыдов, да и другие тоже, перечислять замучишься, и от темы удаление опять же).

Отсидев год, Чкалов вернулся в Ленинград – он был женат на местной девушке Ольге Ореховой, у них рос сын. Чкалов решил сменить профессию, но не смог. Отработал год авиаинструктором в ОСОВИАХИМе, и тут его подхватили. Страна нуждалась в своих героях, в героях-летчиках особо, массовая эйфория по этому поводу была не слабее, чем личная юношеская эйфория Чкалова. Страна строила новые самолеты, нужны были испытатели небесных машин. Так он оказался снова в Москве с полностью восстановленными правами и званиями.

Лишь за два первых года Чкалов совершил более 800 вылетов на 30 типах самолетов. Он придумал две новые фигуры высшего пилотажа – «восходящий штопор» и «замедленная бочка». С 1933 года Чкалов испытывал все самолеты Поликарпова, в 1937 совершил в компании Георгия Байдукова и Александра Беляева два исторических беспосадочных «Сталинских маршрута». Пробный – на Дальний Восток, где лично сажал самолет в сложных условиях на остров Удд, и трансполярный – в Ванкувер. Сталин лично приезжал встречать экипаж. Слава была оглушительной, а любовь – всенародной. Чкалов, помимо государственных наград, получил в подарок личный самолет У-2.

Кстати, интересно. Есть фото, где Чкалов пожимает руку товарищу Сталину на взлетно-посадочной полосе. Видно, что Сталин ниже его ростом – Чкалов наклоняется к генералиссимусу. Между тем рост Чкалова по метрике – 164 см, а по результатам обследований врачебной комиссии – 168 см. В любом случае, Сталин на этом фото ростом около 160-161 см, и историки почти уверены в том, что звездных летчиков приезжал встречать он сам, а не один из его двойников.

Гибель Чкалова в декабре 1938 года – как сказать? – внезапна? закономерна?дика? Все вместе. Истребитель Поликарпова И-180 не был готов к испытаниям – в нем нашли 190 дефектов, и Поликарпов протестовал, за что был отстранен от проекта. Но Чкалова срочно вызвали из отпуска. К моменту его появления, количество дефектов уменьшилось, но их все равно оставалось много. Мороз стоял — 25 градусов Цельсия. По одним данным, Сталин отдал приказ не лететь, по другим – лететь. Но Чкалов все решал всегда сам. И он решил лететь. Что произошло в полете, неясно. Вместо одного круга самолет пошел на второй, причем в сторону жилого квартала. Чкалов уводил самолет от массива домов к дровяному складу до последнего, по пути он зацепился за ЛЭП, и пилота выбросило вместе с хвостом фюзеляжа, управлением и сиденьем. Упав на землю, Чкалов ударился головой о металлическую арматуру и прожил после этого еще несколько часов. Понятно, всех арестовали и посадили. Во время Отечественной войны выяснилось, что самолеты Поликарпова слабо конкурируют с немецкими в скорости и маневренности.

Весной 1941 года вышел фильм Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» , где летчик Евгений Борисенко пролетел под тогда уже Кировским мостом, перекрытым впервые. С тех пор этот полет в пространстве мифа стало невозможно оспорить. Под мостом КАК Чкалов. И все тут. Харизма.

Предыдущая статья

«Юбилейный концерт ЛЮБЭ», концерт

Следующая статья

Выставка фотохудожника Ларисы Тиктинской OXYMORON