Культура

Выставка фотохудожника Ларисы Тиктинской OXYMORON

Фотография стала уже не просто модной, а необходимой. Но можно просто фиксировать окружающий мир, а можно фантазировать на его тему. Как фотохудожник Лариса Тиктинская, на открытии выставки которой мы погрузились в мир философско-ироничного абсурда.

Ничего похожего на «Эдварда Руки-ножницы» Тима Бёртона там нет, нет и кафкианского кошмара. Мир фантазий Ларисы Тиктинской – как воздушный шар. Легкий, светлый, яркий. И неузнаваемый – писатель Семен Альтов с трудом узнал в героинях одной фотографии собственных внучек. Мы поговорили с Ларисой о том, как рождаются фантазии…

«Оксюморон – до кажущейся нелепости заостренное выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий; остроумное сопоставление противоречивых понятий, парадокс…»

– Началось все с того, что однажды я пришла в бассейн, а он оказался на ремонте. Я смотрела на него разочарованно, и тут у меня созрела история о неоправданных ожиданиях. Это была одна из первых фотографий нового проекта.

***
– Помните, в детстве была игрушка – штырек, на который надо набрасывать кольца. Вот так же создавались фотографии: мое внимание привлекала какая-то деталь, и фантазия начинала рождать все новые и новые образы. И в конце концов выкристаллизовывался сюжет. Как-то, отдыхая в Испании, я шла по набережной и увидела ларек с надувными игрушками. Не удержалась – купила дельфина. С собой у меня было подходящее по колористике платье. И я тут же, в Испании, сделала карточку, которую потом назвала «Бегущая по волнам». Девушка, море, дельфин, на заднем плане – корабль. В процессе съемки я поняла, что не хватает какой-то остроты, и буквально по наитию завязала героине глаза полиэтиленовой пленкой. Конечно, эта пленка возникла не случайно – я болезненно отношусь к бездумному использованию полиэтиленовой упаковки. И в результате сочетания этих символов фотография обрела особый смысл: дельфин как символ высшего разума, девушка с завязанными глазами – человечество, не осознающее экологических проблем, и, наконец, корабль – символ современной высокотехнологичной жизни.

***
– В процессе работы появлялись какие-то литературные ассоциации. В карточке, которую я назвала «Заводной апельсин», по сути, нет ничего от знаменитого романа Энтони Бёрджесса. Моя работа об абсурдном поведении людей. Мы же часто ведем себя непоследовательно и не задумываясь, для чего нам посылается то или иное событие, эмоция или человек. И случилось странное совпадение: я пришла в магазин купить шапочку для героя, а там были только котелки. Потом я вспомнила, что главный герой романа в фильме Стэнли Кубрика ходил именно в этом головном уборе. Но я ведь не искала намеренно котелок!

***
Есть целая серия книг о том, что ничто не случайно, что мысль материальна и в основе всего – энергия. Если вы пошлете в мир некий посыл, то по закону квантовой реальности вы получите то, что вам нужно. Как котелок в «Заводном апельсине». Или когда мы снимали появление из глубины коровника японской богини солнца Аматэрасу с двумя ведрами, до краев наполненными молоком, у нас была с собой световая аппаратура, но она нам не понадобилась – в нужный момент вышло солнце и заиграли блики.

***
– Литературные аллюзии не были импульсом для моих работ, но все же они, конечно, не случайны – я люблю читать. Сейчас перечитываю «Войну и мир» (кстати, у меня есть и фотография, отсылающая к этому роману) и, по сути, открываю его для себя заново – язык, откровения, то, чего в школе не увидела. После «Войны и мира» возьмусь за «Анну Каренину» – мечтаю снять проект по этому роману.

***
– Не очень люблю casual, повседневность, стремлюсь немного эстетизировать действительность. Я закончила Университет технологии и дизайна, и меня тянет в красоту. И в добрую иронию. Вот сюжет: две девушки оспаривают друг у друга мужчину. Можно увидеть в этом негатив и пострадать, а можно взглянуть на это с иронией. Я выбираю светлую сторону. Не столкновение, а легкий философский сюр.

***
– Герои снимков – мои знакомые и друзья. У меня нет продюсера, команды осветителей и так далее. Мысль пришла, получается ее реализовать – снимаем. Мне, например, хотелось сделать один сюжет на литейном заводе – там интересная фактура. Но попасть на завод сложно, необходимы согласования. Поэтому идея осталась лишь в моих фантазиях. Мне хочется, чтобы сюжеты рождались легко, играючи.

***
– Для меня фотография во многом это способ познания себя. Как-то я услышала: «Надо встретиться с собой». А как это? Казалось бы, я каждое утро встречаюсь с собой. Но, конечно, это не то. Тогда что? Это значит проявление себя. Если ты себя в чем-то проявляешь, как я в фотографиях, тогда ты видишь и слышишь себя как бы со стороны. А если ты сидишь тихо, что ты можешь про самого себя сказать? Понять? А когда настраиваешься на себя, ты можешь сформулировать, что ты хочешь и что ты можешь дать внешнему миру. И, мне кажется, многие мои знакомые соглашались стать моделью тоже из стремления познать себя, открыть в себе новые грани. Камеру трудно обмануть, она все чувствует.

***
– Вообще, фотография сейчас – параллельный способ коммуникации. Мы мало говорим и больше делимся визуальным контентом. Увидев что-то нас заинтересовавшее, мы уже не говорим: «О, я такое увидел!» Нет, мы «щелкаем» и размещаем фото в соцсетях. Но и этого уже мало, сейчас все больше к фотографии добавляют музыку, текст, голос… Получается трехмерная история. Мне хочется сделать что-то подобное, внести в свои сюжеты еще больше динамики, игры. Поэтому на выставке OXYMORON есть аудиогид. Каждый, кто придет в ARTS SQUARE GALLERY в эти дни, сможет через свой телефон получить аудиофайл и как бы пройти по выставке вместе со мной, услышав мои комментарии к фотографиям.

«Автором создается многоуровневая конструкция из аллюзий, ассоциаций и символов. Интерпретируя их, зритель пройдет по множеству ступенек. Этот процесс можно было бы образно назвать интеллектуальной медитацией: через прочтение культурных кодов погрузиться в подсознание, где уже дозревает собственная интерпретация». Критик, куратор выставки Артем Магалашвили

Ольга Машкова

Фото: Анатолий Трофимов

Предыдущая статья

Под мостом и вокруг Исаакия

Следующая статья

Дружественный ужин в 4 руки в SunDay Ginza

Нет комментариев

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*