Блоги #NaNevskomИскусство

Один сидит

Текст и фото: Марина Гончарова

Необычный перформанс Ecce Homo 16 мая художник, философ и искусствовед Кирилл Хрусталев. Он три часа сидел на любимом стуле, принесенном с собственной кухни, в совершенно пустом зале галереи Navicula Artis (арт-центр «Пушкинская, 10»). Исторически слова Ecce Homo – «Вот, человек!» – сказал Понтий Пилат, пытаясь разбудить милосердие толпы по отношению к страдающему от побоев и шипов тернового венца Иисусу Христу, осужденному на распятие. В качестве идиомы это латинское выражение всегда призыв к состраданию, хотя вызывает и другие ассоциации – например, картина Караваджо, например, записки Ницше.
Хрусталев не давал обета молчания на три часа сидения. Он был открыт общению и обсуждению своего поведения, хотя, конечно, в рамках небольшого набора заявленных сидячих поз. Он погружался в разглядывание стен и потолка, медитировал, наверное, сочинял стихи. Он обрек себя на три часа без сигареты.
Я бы назвала этот перформанс, скорее, акцией. Я вспомнила человека-собаку Олега Кулика, который бросался на окружающих и кусал – он был в безвыходном положении, без средств к существованию. Я вспомнила кровать Трейси Эмин, на которой она провела две недели в депрессии. Эти радикальные акции тоже призывали к состраданию. Кирилл Хрусталев, возможно, призывал обратить внимание на общее сложное положение и состояние современного человека. Он был гораздо более скромен и сдержан в выразительных средствах, но цель осталась неизменной.
Хрусталев создает удивительно милые объекты из повседневных обиходных вещей, удивительно красивые инсталляции из стеклянной посуды, например, граненых стаканов. Его выставки длятся не больше трех дней по причине нестойкости и хрупкости произведений. В среду он побил собственный рекорд – сидел на стуле всего три часа.

Предыдущая статья

Паразитарное искусство

Следующая статья

Счастье в «Астории»