Паразитарное искусство
PARAZIT отпочковался от легендарного товарищества «Новые тупые», которое было основано выпускниками ВХПУ им. Мухиной и декларировало жизнь как перформанс. «Новые тупые» презирали консьюмеризм и не документировали свои акции (около семидесяти), в результате чего стали городским фольклором, героями песен аэдов. «Паразиты» же вполне материальны (картины, объекты), хотя точно также лишены всякой идеологии. Соединяет их художественная асоциальность в отношении установленных форматов, определений, пластических средств самовыражения, техник и технологий. А также самоирония и остроумие, свойственные вообще петербургскому визуальному искусству.
Надо заметить, сочувствующих художников все прибывает, причем это не маргинальные любители, а известные дипломированные петербургские художники. В «Олимпе», например, двадцать два участника. Видимо, философия паразитизма на новом витке потребительства притягательна.
К тому же, актуализация античной мифологии – дело приятное во все времена, богатство материала (мне иногда кажется, оно неисчерпаемо) позволяет многообразные интерпретации.
Однако небольшой конфуз приключился с куратором выставки, который написал в тексте следующее: «… Артемида склоняет окружающих к безумным всеочищающим оргиям…» Артемида – охотница и девственница, моралистка. За нескромность может жестоко наказать, ну вот, например, как охотника Актеона, который подглядывал за ее купанием в лесном озере. Превратила она Актеона в оленя, а потом затравила его же собственными собаками. Это одна из знаменитых поэтических метафор мировой поэзии. Короче говоря, оргии – это про не про Артемиду. В остальном же – все прекрасно. Правда, закралось подозрение – а правильно ли остальные участники понимают про Олимп. С другой стороны, это же «паразиты», им никакой художественный закон не писан.