Блоги #NaNevskomИскусство

«Может, ты живешь в интересные времена»

Текст: Марина Гончарова

Текст: Марина Гончарова

Такова тема 58-й Венецианской биеннале современного искусства, главного события мирового contemporary art, куратором которой в этом году стал Ральф Ругофф, директор известного лондонского выставочного зала Hayward Gallery (модернизм и современное искусство). Публичное открытие биеннале 11 мая, продлится она до 24 ноября. Превью для арт-коммьюнити – с 8 по 10 мая. Традиционно выставки расположатся в садах Джардини, в Арсенале и в историческом центре Венеции.

Тоже традиционно в день публичного открытия будут вручены Золотые и Серебряные львы. В этом году Золотого льва за многолетние заслуги перед современным искусством получит американский скульптор Джимми Дарем. Он позиционирует себя как потомок индейцев чероки и часто создает скульптурные изображения мужчин и женщин племени. Ни то, ни другое не нравится индейцам чероки, но Джимми Дарем упрямо продолжает свою почти 60-летнюю арт-борьбу за освобождение других народов, сейчас он живет в Мексике.

В биеннале участвуют прежде всего основные национальные проекты. В Венеции расположено 29 национальных павильонов, 23 из них, в том числе павильон Италии – в Арсенале. А также 79 независимых художников, в итоге получается 91 выставка, причем Ральф Ругофф старался сохранить гендерный баланс в соотношении 50х50. 5 стран участвуют в Венецианской биеннале впервые – Алжир, Гана, Мадаскар, Малайзия и Пакистан. В этом году впервые будет представлена обширная программа перформансов live. Также на острове Джудекка откроется новый арт-квартал, в котором – 3 национальных павильона, галереи и арт-пространства.

Концепция Венецианской биеннале остается неизменной уже более 100 лет: «Место встречи искусства, публики и художников». В этом году, вполне в рамках концепции, предложено все значение искусства перевести в разговоры о нем и в обсуждения. То есть сделан серьезный экивок в сторону масс-медиа и соцсетей. Получается, что contemporary art утратило свое самостоятельное значение и оживает только благодаря артикуляции вокруг него. Но в этом году вряд ли количество зрителей достигнет рекорда 57-й Венецианской биеннале почти в 615 тысяч человек, привлеченных, конечно, прежде всего феерическим параллельным проектом Дэмиена Херста. 58-я биеннале на 30-40% скромнее предыдущей и, соответственно, поле для обсуждения сузилось тоже на 30-40%.
Параллельным проектом, который может спровоцировать разговоры, безусловно станет ретроспективная выставка Георга Базелица в Музее академии (кстати, творчество живого художника экспонируется здесь впервые за всю историю биеннале).

Русский павильон в этом году остается под комиссарством Семена Михайловского, ректора СПб Академии художеств. Куратором стал Эрмитаж, впервые в истории павильона России куратором становится организация. Поскольку Венецианская биеннале по самой своей сокровенной сути любит диалоги академического и современного искусства, происходящее в Русском павильоне соприродно главной тенденции. Идея экспозиции состоит в том, чтобы показать влияние универсального музея на современного художника. Москва представлена Ириной Наховой, Дмитрием Крымовым и Тинторетто, а Петербург – Александром Сокуровым, видимо, фильмом «Русский ковчег» об Эрмитаже и Александром Шишкиным-Хокусаем, а также другими участниками. Партнером Русского павильона стал ЦУМ Art Fondation.

Предыдущая статья

Военный невроз

Следующая статья

СИРЕНЬ ДЛЯ ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ