Мариинский театр Афиша 4-18 декабря
Мариинский театр Афиша 4-18 декабря
К юбилею композитора Сергея Баневича: спектакль «История Кая и Герды»
***
Суббота, 4 декабря, 18:30
Ars Vitae, концерт скрипичной музыки памяти Антонины Казариной
Концертный зал Мариинского театра
Впервые за многие годы ученики Антонины Казариной, играющие в ведущих оркестрах города, объединятся для совместного выступления на концерте-посвящении своему педагогу. К артистам симфонического оркестра Мариинского театра присоединятся коллеги из оркестров Санкт-Петербургской филармонии, Михайловского театра, Капеллы Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской консерватории. За дирижерским пультом ученик Антонины Казариной — лауреат международных конкурсов Ярослав Забояркин, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классам скрипки и оперно-симфонического дирижирования.
Антонина Максимовна Казарина (1930–2019) — скрипачка, народная артистка РСФСР, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Воспитанница скрипичной школы, восходящей к знаменитому Леопольду Ауэру, многие годы она работала в оркестре Кировского (Мариинского) театра, куда поступила еще студенткой Ленинградской консерватории. За годы работы в театре она прошла путь до концертмейстера оркестра, став первой женщиной на этом посту.

***
Суббота, 4 декабря, 19:00
Опера «Чародейка» Чайковского в постановке Дэвида Паунтни
Новая сцена Мариинского театра
Любовные треугольники, ревность, измена, месть, побег, колдун, яд, два убийства, одно помешательство и ужасная гроза под занавес: в «Чародейке» Чайковского есть полный комплект проверенных средств романтической оперы XIX века. Несмотря на то что в музыкальном плане она ни в чем не уступает ни «Евгению Онегину», который был написан почти десятилетием раньше, ни «Пиковой даме», созданной три года спустя, услышать «Чародейку» на оперной сцене можно нечасто. Вероятно, причина кроется в либретто Ипполита Шпажинского, написанном нарочито архаизированным языком.
В Мариинском театре «Чародейка» идет в постановке корифея оперной режиссуры, британца Дэвида Паунтни. Опера Чайковского для него — «роскошная психологическая драма, сюжет которой может разворачиваться где угодно и когда угодно». Действие «нижегородского предания» Паунтни переносит из Средневековья в эпоху Романовых, во времена Достоевского и самого Чайковского.
В партии князя Курлятева выступает ведущий солист труппы баритон Владислав Сулимский, возлюбленных — княжича Юрия и роковую красавицу Настасью — поют молодые звезды театра Александр Михайлов и Мария Баянкина, в партии Мамырова — бас Станислав Трофимов, в роли Княгини — Анна Кикнадзе. Дирижирует Валерий Гергиев.

***
Суббота, 4 декабря, 19:00
Суббота, 11 декабря, 12:00
Понедельник, 13 декабря, 19:00
«Щелкунчик» Академии русского балета
Историческая сцена Мариинского театра
«Щелкунчик» начал свою историю в 1892 году. И сразу стал, наряду с новогодней елкой и подарками, одной из составляющих рождественского праздника. По традиции, в декабрьские дни в Мариинском показывают «Щелкунчика» в исполнении учащихся балетной школы. Спектакль Василия Вайнонена, с которого начинают свою карьеру будущие артисты, поражает вырастающей на глазах рождественской елкой, магическим сверканием глаз короля мышей и кружением вальса снежинок.

Воскресенье, 5 декабря, 13:00 и 19:30
Оперетта «Летучая мышь» Штрауса
Новая сцена Мариинского театра
В оперетте Штрауса «Летучая мышь» царят вальс, вино и не омрачаемое ничем веселье. Даже тюрьма здесь не страшная, а веселая — в нее идут почти добровольно и в ней же продолжают праздновать. Лейтмотивом всей оперетты звучат слова «Счастлив тот, кто идет мимо горя и забот». «Легкий жанр» при этом отнюдь не легок для исполнения: обе главные женские партии требуют виртуозного владения колоратурой. Первые же звуки «Летучей мыши» — три взрывных аккорда, взлетающие, как пробки от шампанского, — вовлекают слушателей в праздничную круговерть.
Пятница, 10 декабря, 19:00
Viola con amore, концерт музыки для альта
Концертный зал Мариинского театра
Артисты группы альтов оркестра Мариинского театра играют знаменитые сочинения, созданные для этого инструмента. В программе — четыре произведения разных эпох. Самая ранняя, барокко, представлена Бранденбургским концертом № 6 Иоганна Себастьяна Баха. Он написан для двух альтов, двух виол да гамба и basso continuo. Вопреки традициям, золушки-альты концертируют, а благородные гамбы аккомпанируют. Музыкальный романтизм — симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза, написанная по свежим впечатлениям путешествия композитора в Италию. Солирующий инструмент здесь олицетворяет Чайльд-Гарольда, а части симфонии имеют программные подзаголовки: «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости»; «Шествие пилигримов, поющих вечернюю молитву»; «Серенада горца из Абруцци своей возлюбленной»; «Оргия разбойников. Воспоминания о предыдущих сценах».
Два других произведения написаны британскими композиторами в XX веке. Йорк Боуэн особо ценил тембр альта, считая его более богатым и выразительным, чем скрипичный. Ему принадлежит фантазия для необычного состава — квартета альтов: это одночастное сочинение, выдержанное в духе позднеромантической традиции. Фрэнк Бридж, учитель Бенджамина Бриттена, тоже играл на альте. Накануне Первой мировой войны он сочинил экспрессивный альтовый дуэт Lament (Плач).

Воскресенье, 12 декабря, 12:00
Опера «Руслан и Людмила» Глинки в декорациях Головина и Коровина
Новая сцена Мариинского театра
Роскошным цветком, выросшим на русской музыкальной почве, назвал оперу «Руслан и Людмила» Владимир Одоевский. Партитура Глинки ломится от музыкальных яств, как столы на княжеском пиру в первом акте. Окрыленная пушкинским гением фантазия композитора творила одну чудесную мелодию за другой, создавала неслыханные аккорды, подсказывала оригинальные решения в оркестровке. Глинка сочинил эпическую волшебную оперу-сказку о бесстрашном Руслане и его верной невесте Людмиле, об испытаниях и искушениях, о борьбе света и тьмы. В главных партиях — Оксана Шилова и Евгений Никитин.
В спектакле Мариинского театра воссозданы умопомрачительные краски и орнаменты легендарного спектакля 1904 года. Тогда, в год столетнего юбилея Глинки, над оформлением «Руслана и Людмилы» работали Константин Коровин и Александр Головин.

Суббота, 18 декабря, 19:00 (билеты скоро появятся в продаже)
Оратория Генделя «Мессия»
Концертный зал Мариинского театра
Мариинский театр Афиша 4-18 декабря. По традиции, в дни адвента в Мариинском, как и в Великобритании, обязательно звучит оратория «Мессия» Георга Фридриха Генделя. «Мессия» не просто принадлежит к числу лучших произведений композитора, но вот уже третье столетие считается его главным сочинением. Появившись на свет, когда интерес лондонцев к итальянским операм катастрофически падал, а интерес к английским ораториям стремительно рос, «Мессия» впервые прозвучал 13 апреля 1742 года в Дублине.
«Мессия» означает «Помазанник». Темой этой необычной оратории Гендель избрал историю Христа. Чарльз Дженненс составил ее либретто из фрагментов Ветхого и Нового завета — в нем нет ни одного слова не из Библии. Кроме того, в отличие от всех прочих ораторий Генделя в «Мессии» нет персонажей, произведение максимально далеко отстоит от оперы. Самое удивительное в «Мессии» — исходящая от музыки позитивная энергия. Говорить о радости, не повторяясь и всякий раз находя новые краски — редкий дар. Ораторию исполняют солисты, хор и оркестр Мариинского театра.
Журнал «На Невском»рекомендует жителям и гостям нашего города посетить представления Мариинского театра Афиша 4-18 декабря историческая и новая сцена.
Фото Наташи Разиной (фото предоставлены Пресс-службой Мариинского театра)
Афиша театральных событий Петербурга по ссылке…