Летний сад, 1970-е, Никитин
«Это было в начале семидесятых, весной, в апреле. Стояла уже вполне теплая погода, и люди выходили из домов без верхней одежды. В Летнем саду уже сняли со скульптур громоздкие деревянные ящики. Словом, жизнь текла своим размеренным ходом. И вот однажды утром, выглянув в окно, я был поражен: город засыпан снегом.
Взял аппарат, вышел на улицу. Снег уже начинал слегка таять, и машины оставляли причудливый рисунок следов на асфальте. Я брел по городу, время от времени останавливаясь, чтобы запечатлеть привлекшую меня ситуацию. Сам не помню, как оказался у Летнего сада…
И вот я уже в саду, и моему удивлению нет предела. Ни единой души, и только обнаженные богини на постаментах, покрытые пушистым снежным одеянием… И я один».
Цикл фотографии «Летний сад Владимира Никитина» не только про Летний сад. Сегодня обнаруживается, что обнаженные богини на фотоснимках присутствуют лишь где-то на общем плане, что фото – про пространство, про то, как модернистски настроенный глаз фотографа рифмует сад и с черным квадратом, и с конструктивистскими диагоналями.
Известны снимки Летнего сада юмористические (работники сада и скульптуры, в разных композициях сочетающиеся), на тему «вечное и настоящее», снимки лирические про влюбленных, собачек, пенсионеров, композиции Бориса Смелова – сны семидесятых об античности и культуре, но у Никитина в Летнем другое: геометрия сверхзвукового 144 ТУ, балеты Якобсона, архитектура интернационального стиля.
Одни фотографы говорят, что фотография призвана показать то, что недоступно телекамере, другие – что обязана рассказывать истории из жизни. И все это так, но иногда фотография метафизически вскрывает пространство. Так случилось в цикле «Летний сад Владимира Никитина», так бывает порой и со снимками анонимных авторов, которые выносит на обозрение Интернет из каких-то закутков, и на этих снимках обнаруживаются невиданные подробности и тайны и включается магия расширения визуального.
Михаил Борисов